Субъект деятельности – это что такое? Субъект и объект деятельности
Субъект и объект деятельности – важные категории в познании. Неверное отражение специфики субъект-объектных отношений в конкретной практической области применения может привести к серьезным последствиям для ее участников. В статье разграничены эти понятия на конкретных примерах.
Из истории формирования термина
В истории познания разграничение активных и пассивных ролей для участников заложено в традицию еще с античности. Субъект деятельности – это основание, активное начало любого процесса.
Если рассматривать термин в качестве производного от латинского “subjectus” — лежащий в основе, некий принцип, Можно истолковать это понятие в качестве постояного активного начала любой формы бытия: сознания, природы, общества.
У Аристотеля понятие субъекта употребляется в смысле первичной субстанции, абсолютного начала любого движения и развития.
Только с семнадцатого века философ Рене Декарт ввел противопоставление двух начал в познании. Субъект – тот, кто познает, объект – то, на что направлена активность. В данном эпистемологическом поле значение термина употребляется и в настоящее время. Это, прежде всего, категории логики.
Логика – наука о непротиворечивости мышления. И стоит заметить, что безобидные, на первый взгляд, ошибки мышления иногда приводят к трагическим последствиям. Непонимание роли и значения субъекта в мировой эволюции, в формах жизнедеятельности общества – великое заблуждение людей.
Попробуем рассмотреть современное значение термина в разных областях его применения.
- В философском смысле субъект деятельности – это индивид, активно познающий окружающую действительность (объект) и преобразующий его в процессе познания.
- В социологическом поле субъектом может выступать как человек, группа, общество, так и человечество в целом, то есть любой участник социального взаимодействия.
- В юридическом значении субъектом является носитель правоотношений, наделенный правами и обязанностями перед другими членами общества. Это может быть конкретное физическое либо юридическое лицо.
- В психологии субъектом выступает человек, носитель психологических характеристик и свойств.
Сущность же при таком многообразии предметной среды остается единой: субъект – активное начало деятельности, направленное на объект познания и практического освоения окружающей действительности.
Объект деятельности: какие у него характеристики?
Если субъект несет в себе активное начало, то объект является предметом его деятельности. В истории познания активная роль признавалась за человеком, пассивная – за окружающим миром.
В силу свей способности к мышлению и созиданию именно человеку исконно приписывалось преобразующее начало в природе. С развитием естествознания и пониманием законов физики меняется роль объекта в процессе познания.
Сила противодействия со стороны объекта также наделена активностью и влияет, в свою очередь, на субъект познания. Более того, субъект и объект деятельности в процессе взаимодействия могут меняться местами.
Поэтому познание должно исходить из принципа взаимодействия не в понимании линейной направленности на объект со стороны человека, а в диалектическом единстве участников процесса познания.
Велико преобразующее влияние в процессе познания природы человеком. И в нем он выступает как субъект деятельности. Пример этому – вся история науки. Результатом активности человека является цивилизация.
С другой стороны, человек в качестве субъекта познания является центральной темой исследования всего цикла гуманитарного знания. И в этом случае он одновременно служит объектом познания. Метаморфозы превращения человека из субъекта в объект повсеместны. И это легко объясняется природой самого человека.
Он есть часть природы, способ существования высокоорганизованной материи. И в этом смысле, воздействуя на природу, человек сам для себя служит объектом исследования и активного преобразования. Диалектическое единство двух начал – активного, преобразующего и пассивного, непознанного служит великим двигателем прогресса.
Личность в субъект-объектных отношениях
Личность ─ это индивидуальность, осознавшая себя через призму общества.
Человек, рождаясь индивидом с неповторимым сочетанием метрических и социально-психологических характеристик, в процессе своего развития проходит несколько стадий, прежде чем станет личностью.
Прежде всего, это семья и ближнее окружение, которое дает первое представление о принципах и нормах общества. Затем детский сад, школа, учеба в ВУЗе, работа….
Эти ступени становления в обществе на каждом из этапов позволяют человеку все в большей степени осознать свою индивидуальность и стать активным творцом действительности. Личность как субъект деятельности имеет официальное рождение ─ этап совершеннолетия. В этот момент человек может полностью реализовать свои права, но обязан и нести в полной мере ответственность перед обществом.
Тонкая грань и большая опасность
Неужели так важно понимать, что такое субъект деятельности, для чего нужна такая терминология в реальности, и заслуживает ли внимания эта тема?
Давайте обратимся к действительности. Немного времени прошло с тех пор, кода имела место великая путаница в понятиях, иллюстрацией которой стала история нашего общества «в картинках». Вспомним время, когда человеку по Конституции отводилась роль объекта. Главенствующей была Коммунистическая партия, и лозунг «Ум, честь и совесть нашей эпохи» четко определял субъекта деятельности.
Приоритеты были расставлены в следующем порядке: государство, общество, человек. То есть человек как субъект деятельности был на последнем месте в списке государственного масштаба. А великие нравственные понятия отчуждались в пользу безликой партии. Проблемы этого периода сохраняются и в настоящее время, когда человек рассматривается как средство для достижения каких-либо целей.
Субъектами не рождаются, ими становятся
Как говорилось выше, только с совершеннолетием человек начинает проявлять себя как субъект деятельности. Пример – выпускник средней школы.
Восемнадцать лет – это рубеж, с которого начинается отсчет взрослой и самостоятельной жизни. Это рубеж, который открывает свободу выбора для человека, одну из важнейших социальных характеристик личности.
В этот период человек самостоятельно принимает решение о профессиональном самоопределении.
Возрастной порог во взрослую жизнь – только социально принятая условность. Как в любом правиле, здесь существуют исключения, и даже ребенок может влиять на окружающий мир силой своего таланта или гениальности, просто личного обаяния.
Бывает, что именно личность ребенка определяет выбор приоритетов в семье и влияет на формирование семейных ценностей.
В этом случае ребенок становится активным субъектом, определяющим устои, а иногда и бюджет семьи, и семья в этом случае становится для него не только средой воспитания, но и объектом влияния.
Образовательная среда
Педагогическая система советского общества ─ это яркий пример отношения к ученику как объекту воспитания. Обучение в соответствии со стандартом, по единым требованием ─ соответствовать нормам воспитательной системы. В итоге общество стало обезличенным.
Проблема нивелирования субъекта познания – личности – стала общей проблемой общества.
Для воспитания достойного члена общества важно, чтобы сама система предоставляла свободу мышления, выбора человеком варианта поведения, стиля проявления своей индивидуальности, личностных основ. Субъект данной деятельности – именно сам учащийся.
С возможностью активного участия в определении программ и форм обучения, управления детским коллективом. Только в такой среде может быть воспитан и будущий субъект как экономического, так и социального сообщества.
https://www.youtube.com/watch?v=I8a8ceLwkbM
Понятие “субъект” употребляется иногда с негативным смыслом. И это естественно. Активность может быть как со знаком «плюс», так и со знаком «минус». В асоциальной сфере субъектом деятельности является преступник.
Либо член общества, который занимает активную позицию асоциального поведения. И в этом случае человек может активно проявлять энергию, направленную на разрушение общества.
В силу убеждений (террористическая деятельность), статуса (криминальный авторитет), психологической зависимости (алкоголизм, наркомания и иные зависимости) и в других формах противоправного поведения. В этом случае также легко стираются грани между субъектом и объектом деятельности.
Поскольку сам индивид является органической частью и представляет неразрывное единство с окружающим его миром, то и следствием активного разрушения является самоуничтожение субъекта.
Ответственность субъекта
Поскольку принципом проявления человека в качестве субъекта является его воздействие на окружающую среду и ее преобразование, то он несет ответственность за результаты этих действий.
Субъект деятельности ─ это человек, который отвечает за ее последствия. По принципу физического закона «Сила действия равна силе противодействия», субъект получает то, что отдает обществу и природе.
Потому выбор варианта поведения – это еще и осознание своей успешности в обществе либо отказ от такой попытки.
Человек и природа
Особенную форму ответственности несет человек перед природой, когда проявляет себя как субъект деятельности. Это его отношение к состоянию окружающей среды, оценка последствий от активного преобразования природы в интересах общества.
Часто риск опасности для экологии и последствий от нещадной эксплуатации сырьевых ресурсов уступает место прагматическому расчету и личной выгоде. Именно в таких случаях можно говорить о нерациональном поведении субъекта и несовпадении интересов субъекта и объекта в процессе взаимодействия.
Природа в таком случае сама превращается в форме катаклизм в субъект деятельности. Определение степени свободы и ответственности ─ два основных критерия оценки результатов активности человека в природе. Вот мы и рассмотрели понятия “субъект” и “объект”.
Источник: https://FB.ru/article/163071/subyekt-deyatelnosti---eto-chto-takoe-subyekt-i-obyekt-deyatelnosti
Что такое Субъект
Субъект — Тот, кто противостоит внешнему миру как объекту познания. познающий и активно действующий человек (в философии).
1. Человек как носитель каких-л. свойств. личность. // разг. Человек (обычно с оттенком порицания, отрицательной оценки).
2. Лицо, коллектив, организация, выступающие как активные деятели в каком-л. процессе.Предмет суждения, определяемый предикатом. подлежащее (2*) (в логике).
Значение слова Субъект по Ожегову:
Субъект — О человеке
Субъект Познающий и действующий человек, существо, противостоящее внешнему миру как объект познанияСубъект Предмет сужденияСубъект Семантическая категория со значением производителя действия или н осителя состоянияСубъект Человек как носитель каких-нибудь свойств Lib
Субъект в Энциклопедическом словаре:
Субъект — в языкознании — термин, объединяющий понятия грамматического,логического (коммуникативного, психологического) и семантическогосубъектов. Грамматический субъект — подлежащее.
(от лат. subjectus — лежащий внизу — находящийся в основе),носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид илисоциальная группа), источник активности, направленной на объект.
Значение слова Субъект по словарю Ушакова:
СУБЪЕКТ, субъекта, м. (от латин. subjectum-подлежащее). 1. То же, что подлежащее (грам.). 2. В логике — предмет суждения, к-рый определяется и раскрывается в своем содержании предикатом (филос.). 3. Тот (или то), кто (или что) познает, мыслит и действует, в отличие от объекта, как того, на что направлены мысль и действие (филос.).
Объект существует независимо от субъекта. 4. Человек как носитель каких-н. свойств (мед., право). Болезненный субъект.Субъект права (лицо, физическое или юридическое, к-рому принадлежат те или иные права и обязанности). || Вообще о человеке (разг.). Подозрительный субъект. Уморительные попадаются субъекты. Чехов .
Это один из тех субъектов, которые называются жуирами. Салтыков-Щедрин .
Значение слова Субъект по словарю Даля:
Субъект
лат. предметы, всякое лицо, вещь, о коих говорится. Субъективный, противопол. объективный: личный, относящийся к лицу, предмету, к себе самому. Субъективное чувство, личное, свое, в которое не может проникнуть другой.
-признаки болезни, кои чувствует больной, но врач не может признать. — человек, сосредоточенный в себе. -ное, состоянье по прилаг.
Субъективность писателя, способность проникаться чужими мыслями и чувствами, ставить себя на место другого, со всеми свойствами его.
Определение слова «Субъект» по БСЭ:
Субъект — Субъект (от лат. subjectus — лежащий внизу, находящийся в основе, от sub — под и jacio — бросаю, кладу основание)
носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на Объект. Термин «С.» употреблялся в истории философии в различных смыслах.
Например, Аристотель обозначает им и индивидуальное бытие, и материю — неоформленную субстанцию. средневековая схоластика понимает под С. нечто реальное, существующее в самих вещах (тогда как объект существует для неё лишь в интеллекте). Современная трактовка понятия С. берёт начало от Р. Декарта, у которого резкое противопоставление С.
и объекта выступило исходным пунктом анализа познания и, в частности, обоснования знания с точки зрения его достоверности. истолкование С. как активного начала в познавательном процессе открыло путь к исследованию условий и форм этого процесса, его субъективных предпосылок. Следующий важный шаг на этом пути был сделан И.
Кантом, который раскрыл некоторые существенные законы внутренней организации С., делающие возможным достижение всеобщего и необходимого знания (учение о категориях как формах регуляции мышления и о категориальном синтезе, представление С. как родового, то есть вмещающего в себя весь исторический опыт познания).
В идеалистической форме тезис о социально-исторической природе С. познания был развит Г. Гегелем, для которого познание есть надындивидуальный процесс, развёртывающийся на основе тождества С. (под которым понимается абсолютный дух) и объекта. Домарксистский материализм толковал С.
в духе психологизма — как изолированного индивида, познавательные способности которого имеют биологическую природу и который лишь пассивно отображает внешнюю действительность. Диалектический материализм радикально расширяет понимание С., непосредственно связывая его с категорией практики. Поэтому здесь С. выступает как С.
предметно-практической деятельности, а не одного лишь познания.
Это по-новому объясняет и социально-историческую природу С.: с точки зрения марксизма, индивид выступает как С.
с присущим ему Самосознанием постольку, поскольку он в определённой мере овладел созданным человечеством миром культуры — орудиями предметно-практической деятельности, формами языка, логическими категориями, нормами эстетических и нравственных оценок и т. д. Активная деятельность С.
является условием, благодаря которому тот или иной фрагмент объективной реальности выступает как объект, данный С. в формах его деятельности. Подобная трактовка С. предполагает, что он не есть некий законченный объект, а выступает как С. постоянного творческого преобразования окружающей действительности. Материалистическое раскрытие творческой природы С.
позволило марксизму показать, что подлинным С. истории являются народные массы как основная сила, творящая и революционно преобразующая мир культуры и социальное бытие в целом.
Лит.: Маркс К., Тезисы о Фейербахе Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3. Ленин В. И., Философские тетради, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29. Лекторский В. А., Проблема субъекта и объекта в классической и современной буржуазной философии, М., 1965. Копнин П. В., Гносеологические и логические основы науки, М., 1974.
В. А. Лекторский.
Субъект — в языкознании, термин, объединяющий понятия грамматического, логического (коммуникативного, психологического) и семантического. С., которые в классическом случае выражаются подлежащим. например, «Петр весел»
(«Петр» сочетает признаки грамматического, логического, семантического С.). Расчленение понятия С. вызвано возможным несовпадением грамматической, логической и семантической организации предложения. Грамматический (формальный) С. — подлежащее. Логический С., или Тема, соответствует отправному пункту, основе сообщения, данному. Представители психологического направления говорили в этом случае о психологическом С., имея в виду то представление, которое с самого начала присутствует в сознании автора речи. В некоторых концепциях понятия коммуникативного и логического С. различаются. Под семантическим С. понимается слово, обозначающее носителя признака или производителя (агенса) действия. В предложении
«Весело Петру» (ответ на вопрос «Кому весело?») логический С. — «весело», семантический С. — «Петру», грамматический С. отсутствует.
Лит.: Пауль Г., Принципы истории языка, пер. с нем., М., 1960. Панфилов В. 3., Грамматика и логика, М.- Л., 1963. Колшанский Г. В., Логика и структура языка, М., 1965. Матезиус В., О так называемом актуальном членении предложения, в кн: Пражский лингвистический кружок, пер. с чешск., М., 1967. Алисова Т. Б., Очерки синтаксиса итальянского языка, М., 1971. Золотова Г. А., Очерк функционального синтаксиса русского языка, М., 1973.
Н. Д. Арутюнова.
Источник: https://xn----7sbbh7akdldfh0ai3n.xn--p1ai/subekt.html
Объект и субъект деятельности: определения понятий, разница между ними
Обществознание — наука, занимающаяся изучением законов социума, а также процессов, происходящих в обществе. Вспомогательными дисциплинами для неё являются психология, философия, социология, правоведение.
Объект и субъект — это в данном случае категории, которые заслуживают особого внимания, поскольку в науке об обществе они выступают основополагающими. Многие путают эти два понятия. Несмотря на их созвучность различия между ними принципиальны.
Подробное сравнение терминов приведено ниже.
- Субъект в науке
- Категория в обществознании
- Объект как категория
- Понятие в обществознании
- Принципиальные различия и особенности терминов
- Примеры взаимодействия понятий
Субъект в науке
Слово субъект происходит от латинского subjectum, что буквально означает подлежащее, находящееся в основе. В общем случае термин может быть определён как носитель какой-либо деятельности.
- В философской науке понятие подразумевает собой личность, которая мыслит и функционирует, постигает что-либо или кого-либо.
- В логике данная категория выступает в качестве предмета, о котором идёт речь, являющегося целью познания.
- Если говорить о правовых дисциплинах, то они рассматривают термин как физическое или юридическое лицо, носитель прав и обязанностей.
: что такое онтология, ее проблемы и функции.
Категория в обществознании
Касаемо обществознания, субъект деятельности — это человек, который осуществляет взаимодействие с чем-то или кем-либо. Не всегда это одно лицо, иногда определение подразумевает функционирование группы лиц. Характерным отличием рассматриваемой категории является то, что ей присущи целенаправленность и осознанность его действий.
Поскольку наука об обществе изучает как одну из составляющих взаимодействие отдельных людей между собой на частной основе, то нужно сказать об этом подробнее. В этом случае субъект обособляется от объекта, то есть выделяется из социума. При этом рассматривается связь двух категорий, их взаимодополняемость и невозможность отделения одного от другого.
: в чем выражается эволюционный характер развития общества?
Объект как категория
Объект деятельности — это в общем случае тот предмет, на который направлено действие. В широком понимании это может быть как одушевлённое существо, так и неодушевлённая вещь.
В философии термин определяется как нечто, что является предметом познания, изучения, преобразования. В этой дисциплине понятия субъекта и объекта могут совпадать, если речь идёт о познании личностью самой себя.
Говоря о том, что является объектом в логической науке, нужно отметить, что это прежде всего человеческое мышление само по себе.
Право рассматривает данное понятие как совокупность материальных и общественных благ, по поводу которых могут возникнуть имущественные или другие правовые отношения.
Понятие в обществознании
В обществознании объекту присуща объективность его существования, но при этом категория может быть представлена как предметом реального воздействия, так и вариантом умозрительной деятельности. Важнейшим приложением к нему является субъект. Определение подразумевает, что рассмотрение и изучение двух категорий в отрыве друг от друга в принципе не имеет смысла ни в этой, ни в других дисциплинах.
Одним из примеров взаимодействия понятий для обществознания являются трудовые отношения. В них субъект — это конкретный работник, а объект — это результат его деятельности, будь то конкретное изделие или какая-либо услуга.
: какой смысл обществоведы вкладывают в понятие истина?
Принципиальные различия и особенности терминов
Разделить рассматриваемые понятия в любой деятельности — это принципиальный момент. Неверное их определение не даёт возможности эффективно классифицировать и изучить виды взаимодействия двух категорий. Разница терминов и их особенности таковы:
- Способ участия в отношениях: субъект — всегда активный участник действия, объект — пассивный.
- Способность к действию: субъект такой способностью наделён, а объект подвластен этим действиям и вследствие них может быть видоизменён.
- Неодинаковая направленность в отношениях. Субъект — тот, кто осуществляет действия и преобразования, функционируя в своих интересах. Объект — тот, на кого направлена работа.
- Одушевлённость и неодушевлённость. Кроме некоторых исключений, объект — это неодушевлённый предмет либо безликая общность людей. Субъект же — это всегда конкретное лицо или группа лиц.
Примеры взаимодействия понятий
Обществознание изучает рассматриваемые категории в различных вариантах взаимодействия. Под пристальным вниманием науки находятся факторы, влияющие друг на друга. Модели исследования в данном случае следующие:
- Человек и природа. Будучи носителем действия, человек всячески преобразует природу — живую и неживую — как напрямую воздействуя на неё, так и косвенно изменяя её параметры.
- Человек и продукт его труда. Как социальные существа люди, занимаясь трудовой деятельностью, производят некоторые товары и услуги, являющиеся в таком случае объектами деятельности.
- Человек и человек. В процессе производственной деятельности люди взаимодействуют друг с другом. Кроме того, во внимание принимается личное, частное общение: дружеские, родственные и любовные отношения.
- Человек и его собственное сознание. Личность, анализируя свои поступки, особенности своей психики и характера, одновременно являет собой таким образом и субъект, и объект.
- Люди как общность, с одной стороны, и другая общность людей. Примером может служить предвыборная кампания в политике: субъектом выступает команда кандидата, предметом деятельности — потенциальный электорат, на который осуществляют некое вербальное и невербальное воздействие. Другой образец частного случая — преподавательский коллектив, с одной стороны, и группа студентов — с другой.
Обществознание как наука постигает особенности развития социума. Важнейшим предметом изучения дисциплины является взаимодействие категорий субъекта и объекта деятельности. Определение терминов и их принципиальных различий и характеристик имеет в науке первостепенное значение.
Источник: https://tvercult.ru/nauka/ponyatiya-obekt-i-subekt-v-obshhestvoznanii