Допускается ли перемена поставщика при исполнении контракта. Смена заказчика по допсоглашению. Требования к структуре системы

Смена заказчика по 44 ФЗ

Допускается ли перемена поставщика при исполнении контракта. Смена заказчика по допсоглашению. Требования к структуре системы

Заключение контракта и его исполнение — главная цель проведения любых торгов: аукционов, конкурсов, запросов котировок и других. Многие поставщики/подрядчики/исполнители считают, что этот документ незыблем и не может изменяться в течение всего его действия. На самом деле это не так.

Смена заказчика без расторжения контракта

Законом предусмотрено довольно много исключений.

Изменение контракта до его заключения

До тех пор, пока контракт не подписан обеими сторонами, он считается проектом. Изменять этот документ можно на этапе подачи заявок, в соответствии с правилами внесения изменений в извещение и документацию (проект контракта является составной частью документации или извещения).

После того, как подача заявок закончена и до момента подписания контракта обеими сторонами изменять его условия категорически запрещается. Он лишь дополняется там, где это нужно, данными победителя и сведениями о поставляемом товаре/оказываемой услуге/выполняемых работах.

Изменение условий контракта после его заключения

В первую очередь стоит отметить, что все условия контракта делятся законом на существенные и несущественные. Только классификации или определений, какие их них куда относятся, нет.

Единственное, чем можно руководствоваться в этом случае — статья 432 Гражданского кодекса РФ.

Если следовать тому, что в ней написано, то существенным можно считать все, что должно быть включено в контракт в обязательном порядке, то есть информация, предусмотренная статьей 34 Федерального закона №44.

Что касается изменения несущественных условий контракта — закон не накладывает на них никаких ограничений. Они могут быть переиначены по согласованию заказчика и победителя закупки.

Случаи, в которых могут быть изменены существенные условия контракта, определены частями 1, 1.1 статьи 95 Федерального закона №44.

Что касается части 1.1, сразу же стоит отметить что она временная и действует исключительно в течение 2015 и 2016 годов. Согласно ей можно изменять следующие пункты контракта:

  • срок исполнения контракта;
  • цена контракта;
  • цену, установленную за единицу товара/работы/услуги, если она предусмотрена контрактом;
  • количество поставляемого товара, объемы выполняемых по контракту работ или оказываемых услуг.

Порядок изменений предусмотрен Постановлением Правительства №198 от 06.03.2015 (в пользовательской среде его часто называют Правила 198).

Что касается части 1, то она предусматривает возможность изменений цены контракта в определенных случаях:

  • изменение цены, если поставщик/подрядчик/исполнитель по каким-либо причинам решил ее снизить;
  • увеличение или уменьшение объема поставляемой продукции/оказываемых услуг/выполняемых набор не более, чем на 10%. Цена в этом случае изменяется пропорционально;
  • изменение цен длительных контрактов (на срок не менее трех лет на федеральном или субъектовом уровне и на срок не менее одного года на муниципальном) в случае если они превышают предельные нормы, установленные Правительством;
  • изменение цены после принятия новых тарифов на государственном или региональном уровне;
  • если доведенные заказчику лимиты уменьшены;
  • если контакт заключен с иностранный организацией на оказание услуг на лечение граждан РФ и неожиданно объем услуг меняется.

Что нужно учитывать при изменении условий контракта

Решив изменить условия контракта, в первую очередь нужно учитывать, что такая возможность должна быть предусмотрена документацией и самим контрактом.

Если такого пункта изначально включено не было, то изменять существенных условий нельзя.

Исключение — изменения на Правительственном или региональном уровне, например, касающиеся тарифов, которые влекут за собой необходимость внесения изменений в контракт.

Также нужно учитывать, что все изменения возможны только по согласованию сторон и оформляются соответствующим дополнительным соглашением, которое подписывается заказчиком и поставщиком/подрядчиком/исполнителем. Односторонние действия при изменении контракта недопустимы.

В случае, если эти моменты нарушаются заказчиком, поставщик/подрядчик/исполнитель вправе отстаивать свои права в Арбитражном суде.

44-ФЗ жестко регламентирует изменение существенных условий контракта. Но бывает, что перед заказчиком встает необходимость заменить поставщика, который уже исполняет контракт. Можно ли это сделать и по каким правилам, рассмотрим в статье.

Общие правила

Разберемся,допускается ли перемена поставщика при исполнении контракта. Ст. 95 44-ФЗ устанавливает основные правила изменения его условий. Так, в ч.

Статья 95. Изменение, расторжение контракта

5 указано, что невозможно переменить исполнителя после заключения договора. Но есть и исключения.

При исполнении контракта перемена поставщика (исполнителя, подрядчика) возможна в случае, когда новый является правопреемником вследствие реорганизации юридического лица в форме:

  • преобразования;
  • слияния;
  • присоединения.

Допустимы лишь эти три случая реорганизации. К примеру, не предусмотрена такая форма реорганизации, как разделение. По мнению Минэкономразвитимя (письмо от 31.12 2014 № Д28и-2852), в этом случае заказчику необходимо рассматривать возможность расторжения по соглашению сторон и далее проводить новую закупку.

Источник: https://gragdanskii-advokat.ru/smena-zakazchika-po-44-fz/

Допускается ли при исполнении контракта перемена поставщика. Смена заказчика по допсоглашению

Допускается ли перемена поставщика при исполнении контракта. Смена заказчика по допсоглашению. Требования к структуре системы
Общие положения об исполнении контракта В ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения…

(УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ЗАКУПКАМИ)

  • Развитие рыночной экономики предполагает четкое правовое регулирование договорных отношений между участниками гражданского оборота. В решении этих задач немаловажное значение имеют нормы Гражданского кодекса Республики Беларусь, посвященные изменению и расторжению договоров.

    Они предусматривают основания…
    (Хозяйственное право)

  • Изменение и расторжение брачного договора – добровольное дело супругов, оно может быть осуществлено ими в любое время.

    Причиной изменения и расторжения брачного договора могут стать изменения либо в личных взаимоотношениях супругов, либо в имущественных отношениях в связи с приобретением новых ценных…

    (Семейное право)

  • По общему правилу изменение или дополнение уже заключенного договора возможно по соглашению сторон или по суду, который удовлетворяет иск при наличии одновременно четырех обстоятельств: o убеждения сторон в момент заключения договора, что такого изменения условий не будет; o невиновности заинтересованной…

    (Экономика недвижимости)

  • Специфика правового регулирования государственной службы возникает уже с момента определения сторон при заключении соглашения о предоставлении услуг государственной службы. С одной стороны, таковой является гражданин государства, но вот с другой… Современное законодательство поставило на другую сторону…

    (Государственная служба в Российской Федерации)

  • Согласно Федеральному закону “О государственной гражданской службе Российской Федерации” запрещается требовать от гражданского служащего исполнения должностных обязанностей, не установленных служебным контрактом и должностным регламентом. В то же время этим Законом установлены случаи и порядок…

    (Государственная и муниципальная служба)

  • Ретроспективный анализ вопроса свидетельствует о том, что теория и практика социальной поддержки престарелых обусловливается институциональным устройством общества, формами организации труда и культурными традициями народов – т.е. всего того, что входит в такое емкое понятие как «межпоколенные отношения»….
    (ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ)
  • Оно должно содержать в себе следующую информацию:

    • наименование адресата;
    • исходящий номер и дата составления документа;
    • информационный текст в свободной форме, сообщающий о смене реквизитов компании;
    • новые реквизиты;
    • подпись руководителя фирмы и печать при ее наличии.

    Такое письмо оформляется на официальном бланке компании. Оно должно быть доставлено контрагенту лично, при помощи почтовой или курьерской службы.

    Также обязательно требуется получить подтверждение получения письма, особенно, если конкретный срок информирования о смене реквизитов прописан в контракте, поэтому не лишним будет отправить заказное письмо с уведомлением о вручении и описью вложения. Образец приведен ниже.

    Что делать, если в ходе исполнения контракта поменялись реквизиты

    На фирменном бланке Информационное письмо Уважаемый Прохор Владимирович! В связи со сменой банка, уведомляем Вас об изменении платежных реквизитов и просим произвести оплату по муниципальному контракту № 001 от 15 августа 2017, заключенному по результатам открытого аукциона в электронной форме (извещение №) с использованием новых платежных реквизитов: Наименование: ИНН: КПП: БИК: Расч.счет: В банке: Корр. счет: Директор ООО «Ромашка» Иванов С.М. Оформление дополнительного соглашения При смене реквизитов поставщика или заказчика к заключенному между ними государственному контракту должно быть составлено дополнительное соглашение.

    Большинство юристов утверждает, что при изменении банковских реквизитов, адреса или ФИО руководителя составлять такой документ необязательно. Требование об этом напрямую не прописаны ни в 44-ФЗ ни в Гражданском Кодексе.

    Изменение реквизитов в контракте

    Внимание

    Достаточно просто проинформировать контрагента. Аналогичной позиции придерживается и Московское УФАС. Иногда необходимость составления доп. соглашения прописывается в контракте.

    В этом случае оформляется приложение к договору, которое должно содержать в себе следующую информацию:

    • дата заключения дополнительного соглашения;
    • реквизиты государственного договора, к которому оформляется допсоглашение;
    • ссылка на пункт контракта, в который вносятся коррективы;
    • наименование сторон и обновленные реквизиты;
    • указание на количество экземпляров, в которых составляется допсоглашение;
    • подписи руководителей обеих организаций и печати при их наличии.

    Оформленное соглашение становится неотъемлемой частью государственного контракта.

    Можно ли заменить поставщика по 44-фз

    Вопрос: В процессе исполнения контракта заказчик с исполнителем подписали дополнительное соглашение об изменении реквизитов исполнителя (изменился банк и расчетный счет). Нужно ли заказчику включать на сайт измененные сведения о наименовании банка и расчетного счета исполнителя? Ответ: Согласно п.

    8 ч. 2 ст. 103

    Источник: https://qipok.ru/dopuskaetsya-li-pri-ispolnenii-kontrakta-peremena-postavshchika-smena/

    При исполнении контракта в случае перемены заказчика. Смена заказчика по допсоглашению

    Допускается ли перемена поставщика при исполнении контракта. Смена заказчика по допсоглашению. Требования к структуре системы

    -Правила торговли-При исполнении контракта в случае перемены заказчика. Смена заказчика по допсоглашению

    По общему правилу изменение существенных условий контракта не допускается. Но существует два специальных правила, которые при необходимости все же позволяют это сделать. В статье рассмотрим: в чем они состоят, какие из правил являются наиболее распространенными и как они применяются на практике.

    Повышайте квалификацию на курсе « » и получите 1 год профессиональной поддержки на вебинарах. Программа разработана на основе требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

    Изменение условий на основании ГК РФ

    Правило № 1:основанием для изменения или расторжения договора является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа ( п. 1 ст. 451 ГК РФ). Это общая норма, которая подходит для любого договора, в том числе, контракта, заключенного в рамках Закона № 44-ФЗ.

    Пример 1

    30 октября 2014 года между заказчиком и подрядчиком был заключен муниципальный контракт на выполнение работ. Срок окончания выполнения работ установлен 60 календарных дней с начала выполнения работ и не позднее 30 декабря 2014 года. 4 февраля 2015 года, опираясь на п. 1 ст.

    451 ГК РФ, стороны подписали дополнительное соглашение к контракту, в соответствии с которым его действие с 19 ноября 2014 года приостанавливалось, и срок действия продлялся до 31.12.2015. Поводом для этого послужило резкое ухудшение погодных условий.

    При этом подрядчик не мог располагать к моменту заключения контракта такими сведениями.

    Прокуратура провела проверку и решила, что данное допсоглашение является недействительным. По ее мнению, правовых оснований для изменения контракта в сложившейся ситуации у сторон не было. Суд с этим не согласился и встал на сторону участников контракта.

    Судьи пояснили, что погодные условия ноября 2014 года не соответствовали возможности выполнения работ. Такие погодные условия угрожали годности и прочности выполняемой работы.

    Поэтому работы на объекте приостанавливались до наступления положительных температур (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11.04.2016 № Ф06-6869/2016).

    Изменение условий на основании Закона № 44-ФЗ

    Правило № 2: содержится в ст. 95 Закона № 44-ФЗ и включает в себя 7 случаев, когда стороны контракта по соглашению между собой вправе изменить существенные условия контракта при его исполнении.

    1. Если возможность изменения условий контракта была заранее прописана в документации о закупке и контракте (при закупке у единственного поставщика контрактом):

    а) при снижении цены контракта без изменения количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;

    б) если по предложению заказчика предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги увеличиваются или уменьшаются не более чем на 10%.

    Это самое распространенное основание для изменения контракта.

    Пример 1

    Стороны подписали дополнительное соглашение о внесении в контракт изменения — увеличении общей цены договора на 10%. Служба контроля округа сочла это нарушением и даже привлекла заказчика к административной ответственности по ч.

    5 ст. 7.32 КоАП РФ в виде штрафа в размере 1 000 000 рублей. Данное решение проверяющие мотивировали тем, что заказчик изменил условия договора, повлекшие дополнительное расходование бюджетных средств в размере более 900 000 рублей.

    Заказчик подал в суд, который счел, что в действиях заказчика нет нарушения, так как цена договора была изменена в пределах 10% от первоначальной цены контракта.

    Необходимость выполнения дополнительных работ согласована с заказчиком и указанные работы выполнены подрядчиком, что соответствует условиям, установленным пп. «б» п. 1 ч. 1 ст.

    95 Закона № 44-ФЗ (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.02.2017 № Ф04-7084/2017).

    Пример 2

    На практике очень распространена ситуация, которую иллюстрирует следующий пример, — когда подрядчик выполняет дополнительные работы без предварительного подписания допсоглашения к договору, на сумму, превышающую 10% от цены контракта. А затем требует от заказчика их оплатить. Бесполезно. Без внесения изменений в контракт правовые основания оплачивать эти работы у заказчика отсутствуют.

    Так, стороны заключили муниципальный контракт на выполнение работ по строительству объекта.

    Подрядчик, указав, что проектная документация не соответствует сметной документации, выполнены дополнительные работы, не учтенные контрактом, что увеличило срок контракта и его стоимость, направил заказчику предложение об изменении условий контракта путем заключения дополнительных соглашений о продлении срока выполнения работ и увеличении цены примерно на 15%.

    Заказчик согласился подписать только соглашение об увеличении цены на 10%. Несмотря на это, подрядчик выполнил больший объем работ и обратился в суд с требованием к заказчику об их оплате.

    Суд отказал, так как подрядчик не мог не знать, что работы выполняются им при отсутствии обязательства.

    Доказательств того, что выполнение этих работ не терпело отлагательства, деятельность подрядчика была направлена на защиту охраняемого публичного интереса, и не имеется претензий со стороны заказчика по объему и качеству выполненных работ, подрядчик не представил (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20.04.2017 № Ф01-1334/2017).

    Источник: https://lenkom35.ru/trading-rules/pri-ispolnenii-kontrakta-v-sluchae-peremeny-zakazchika-smena-zakazchika-po.html

    Изменение сроков исполнения контракта по 44-ФЗ в 2019 году

    Допускается ли перемена поставщика при исполнении контракта. Смена заказчика по допсоглашению. Требования к структуре системы

    Срок действия контракта и период исполнения сторонами взятых на себя обязательств становятся одними из ключевых условий договора. Иногда возникают ситуации, при которых контрагент в силу определенных обстоятельств не успевает исполнить свою часть сделки вовремя. Возникает вопрос, допустимо ли в соответствии с нормами 44-ФЗ изменение сроков контракта и как его правильно оформить.

    Требования законодательства

    Согласно нормам Гражданского Кодекса, а именно пункта 1 статьи 425, любой договор вступает в законную силу с момента его подписания обеими сторонами. От этой даты будет отчитываться и срок исполнения договорных обязательств. Он обязательно прописывается в тексте самого документа и признается существенным условием контракта.

    Согласно нормам части 2 статьи 34 44-ФЗ, изменение существенных условий контракта не допускается. Ранее законодательство предусматривало несколько исключений из этого правил.

    После введения поправок заключить дополнительное соглашение о продлении сроков поставки и действия контракта стало невозможно.

    Это подтверждается письмом Министерства финансов № 02-02-15/24252 от 22 апреля 2016 года и письмом Министерства экономики и развития № ОГ-Д28-4011 от 31 марта 2017 года.

    В прежней редакции 44-ФЗ была ссылка на то, что стороны могут продлить сроки исполнения договора при достижении ими взаимного согласия по этому вопросу. Однако, в начале 2017 года в силу вступило постановление Правительства, которое упразднило такое правило. Отныне срок контракта не подлежит изменению.

    Изменение сроков при условии форс-мажора

    Согласно статье 401 Гражданского Кодекса России, если сторона докажет, что исполнение обязательств невозможно в силу обстоятельств непреодолимой силы, то она освобождается от ответственности. В понятие обстоятельств непреодолимой силы или форс-мажора входят чрезвычайные ситуации в стране, стихийные бедствия, техногенные катастрофы, военные конфликты и так далее.

    Если контрагент требует изменения сроков контракта, ссылаясь на возникновение форс-мажорных обстоятельств, то ему придется это доказать.

    Подтверждением может быть документ, полученный в государственных органах, например, МЧС, торгово-промышленной палате и так далее.

    При этом фактически срок контракта окажется прежним, но штрафы и пени, подлежащие к уплате за просрочку поставки поставщик платить не будет.

    Как поступить поставщику, который не в силах вовремя выполнить свои обязательства?

    Если поставщик не в состоянии в срок выполнить взятые на себя обязательства, то у него есть несколько выходов из сложившейся ситуации:

    1. Договориться с заказчиком о расторжении контракта по взаимному согласию сторон. При этом необходимо привести веские доводы, которые бы убедили заказчика в необходимости такой процедуры.
    2. Заключить с заказчиком соглашение о подписании акта приема-передачи товара и одновременном заключении договора на безвозмездное ответственное хранение продукции на складах поставщика. Таким образом, официально контракт будет исполнен в срок, а поставщик сможет не поставлять товар определенное время, прописанное в договоре.
    3. Требовать расторжения контракта в суде, если заказчик отказывается идти на уступки. При этом у поставщика должны быть веские обстоятельства, которые бы помогли решить дело в его пользу.
    4. Стоит отметить, что факт истечения срока контракта не освобождает стороны от исполнения обязательств. Нарушение условий сделки влечет за собой штрафные санкции, предусмотренные в документе и попадание в реестр недобросовестных поставщиков.

    Случаи из судебной практики

    В практике российских судов имеется большое количество дел, касающихся неправомерного заключения дополнительного соглашения между сторонами.

    Показательным стало дело за номером А07-6590/2016, которое рассматривалось в 2016 году в Арбитражном суде Республики Башкортостан. Между заказчиком и подрядчиком был заключен контракт на возведении автодороги. Он предусматривал поэтапное исполнение обязательств обеими сторонами.

    В процессе его реализации было сокращено бюджетное финансирование. Стороны заключили дополнительное соглашение об изменение цены контракта и сроков оплаты. При этом вносить данные о корректировке сроков выполнения работ заказчик отказался. В судебном порядке действия заказчика были признаны неправомерными.

    Суд обязал скорректировать сроки выполнения работ и внести соответствующие правки в контракт. 

    На основании решений суда по делам Ф09-6545/15, Ф07-4109/15, А58-619/2016 и многих других можно сделать однозначный вывод, что заключение дополнительного соглашения об изменении сроков признается незаконным.

    Ответственность заказчика

    При выявлении нарушений в изменении существенных условий контракта, которым в том числе является и срок выполнения работ или поставки товаров, на заказчика накладывается штраф. Его размер для юридического лица устанавливается на уровне 200 тысяч рублей, а для должностного – 20 тысяч рублей. Такая норма предусмотрена частью 4 статьи 7.32 КоАП России. 

    При наличии веских обстоятельств изменение сроков действия и исполнения контракта возможно. Часто самый выгодный для обеих сторон вариант – получить взаимное согласие друг друга на снесение корректировок.

    Источник: https://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/213-izmenenie-srokov

    В каких случаях допускается замена поставщика при исполнении контракта по 44-фз?

    Допускается ли перемена поставщика при исполнении контракта. Смена заказчика по допсоглашению. Требования к структуре системы

    Перед заказчиком может возникнуть необходимость изменить поставщика, который исполняет государственный контракт. Замена поставщика при исполнении контракта по общим правилам 44-ФЗ не допускается. Но законодательство о контрактной системе также допускает исключительную ситуацию, когда это возможно.

    В каких случаях допускается замена поставщика при исполнении контракта

    44-ФЗ жестко следит за изменением существенных условий государственного контракта. В ст. 95 44-ФЗ устанавливаются общие правила изменения условий государственного контракта и правила, при которых допускается его изменить. В частности, здесь перечислены условия, которые менять строго запрещено.

    Согласно ч. 5 ст. 95 44-ФЗ, в процессе исполнения госконтракта недопустимо изменять поставщика, исполнителя и подрядчика. Это правило прописано в законодательстве, чтобы не допускать злоупотреблений со стороны заказчика. Ведь если данное условие бы отсутствовало, то заказчик мог выбрать определенного поставщика конкурентным способом, а затем поменять его на «своего».

    По данному вопросу стоит учитывать позицию Минфина в письме от 2015 года №02-02-08/12916. Ведомство предполагает, что сменить поставщика невозможно по нескольким причинам:

    1. Заказчик не может изменить ранее представленные сведения о контрагенте для того, чтобы санкционировать расходы для нового получателя.
    2. Личность участника имеет важное значение при закупках. Например, некоторые закупки предполагают исключительное участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных НКО, предоставляют преимущества организациям инвалидов и пр.

    Исключение составляют случаи, когда новый поставщик выступает правопреемником старого. Такие ситуации возникают при реорганизации поставщика, подрядчика и исполнителя. Она может проводиться в форме преобразования, присоединения и слияния.

    Стоит обратить внимание, что в 44-ФЗ упомянуты только эти три формы реорганизации. Например, не допускается такая форма, как разделение.

    Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

    • Москва: +7 (499) 110-86-72.
    • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

    Согласно ч. 1 ст. 58 Гражданского кодекса, в процессе слияния юрлиц их права и обязанности переходят к тому лицу, которое возникло в результате преобразования. При присоединении одного юрлица к другому к последнему переходят обязательства присоединенного юрлица согласно, ч. 2 ст. 58 ГК.

    При преобразовании юрлица из одной организационно-правовой формы в другую по ч. 5 ст. 58 Гражданского кодекса их права и обязанности остаются неизменными, кроме тех, которые распространяются на учредителей и участников.

    В случае реорганизации в форме разделения необходимо учесть Письмо Минэкономразвития от 2014 года №Д28и-2825. Здесь сказано, что при разделении компании стоит расторгнуть договор, так как такая форма реорганизации, как разделение, не прописана в 44-ФЗ, а новый поставщик не является правопреемником в отношении первоначального.

    Согласно разъясняющему письму Минэкономразвития от 2014 года № Д28и-2852, при необходимости смены поставщика по 44-ФЗ по основаниям, которые не подходят под условия ст. 95 44-ФЗ, заказчику нужно расторгнуть контракт по соглашению сторон, а затем провести новую закупку.

    Таким образом, в общем случае перемена поставщика при исполнении государственного контракта недопустима.

    Оформление перемены поставщика и внесение сведений об изменениях в ЕИС

    Правила перемены лиц в обязательствах определяет Глава 24 Гражданского кодекса. Согласно п. 1 ст. 382 Гражданского кодекса, права, принадлежащие кредитору или поставщику, передаются иному лицу на основании законодательства или сделки.

    Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

    • Москва: +7 (499) 110-86-72.
    • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

    Если реорганизация поставщика производится в форме слияния, преобразования и присоединения, то сторонами оформляется такая замена правопреемником через подписание дополнительного соглашения.

    Дополнительное соглашение обязательно имеет письменную форму, но его содержание не регламентировано законодательно. В нем следует прописать такие условия, как:

    1. Дата подписания допсоглашения и место его подготовки.
    2. Реквизиты госконтракта, к которому оно прилагается.
    3. Указание причины подписания данного допсоглашения: реорганизация поставщика по государственному контракту.
    4. Указание на то, что все остальные пункты остаются неизменными, все обязательства по госконтракту переходят к реорганизованному юрлицу.
    5. Подписи руководства и печати организации.

    После подписания допсоглашения смена подрядчика приобретает юридическую силу. Допсоглашение становится неотъемлемой частью контракта и должно храниться вместе с ним.

    Если иное не предусмотрено законодательством или договором, право первоначального участника переходит к новому в том же объеме, которое существовало на момент перехода.

    То есть все обязательства по госконтракту переходят к реорганизованной компании в неизменном виде.

    Заказчик не вправе в одностороннем порядке изменить условия государственного контракта одновременно с подписанием дополнительного соглашения о перемене поставщика.

    При смене участника заказчик должен внести изменения в ЕИС. Порядок формирования и обмена информацией между информационной системой и заказчиком прописан в Приказе Минфина от 2014 года №136н. В п. 34 указанного документа заказчиком упоминаются сведения об изменении стороны по договору.

    Также заказчик должен разместить подписанное им допсоглашение о смене поставщика в реестр контрактов. Этот документ поступает в реестр в течение 3 дней после его подписания.

    Передача прав по получению оплаты поставщиком третьему лицу

    В случае если победитель торгов исполнил все условия государственного контракта и взятые на себя обязательства, то он может передать третьему лицу права требования оплаты по государственному контракту.

    Указанная позиция отражается в Определении ВС РФ от 2017 года по делу №307-ЭС16-19959. Так, Верховный суд принял решение, что 44-ФЗ содержит только запрет на перемену исполнителя или подрядчика при реализации обязательств по госконтракту. Но когда его условия уже были исполнены, то в процессе оплаты личность кредитора уже не имеет столь существенного значения.

    Похожая позиция содержится в Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 2014 года №13АП-23720/2014. Здесь подчеркивается, что, по сути, передача прав по получению оплаты выступает договором цессии (или уступки права требования). В данной ситуации замена участника не происходит, а только переходит право требования по оплате начисленной задолженности.

    При этом заказчик сохраняет право выдвижения возражений в соответствии со ст. 386 Гражданского кодекса.

    Допускается ли перемена заказчика при исполнении контракта

    Законодательство о контрактной системе ограничивает только возможность смены поставщика по госконтракту.

    Тогда как сменить заказчика по нему допускается, но только если вторая сторона является заказчиком в понимании 44-ФЗ (в частности, пп. 4-7 ст. 3 ч. 6 ст. 95 44-ФЗ).

     В 44-ФЗ не предусмотрены конкретные ситуации, при которых допустима смена заказчика, законодательно просто прописана подобная возможность.

    Смена заказчика производится через подписание дополнительного соглашения, если это возможно. Но для этого данный госконтракт должен продолжать действовать.

    Согласно ч. 6 ст. 95 44-ФЗ, при перемене заказчика его права и обязанности переходят к новому. С учетом п. 7 ст. 3 44-ФЗ заказчик выступает государственным или муниципальным органом на основе ч. 1 ст. 15 44-ФЗ. На основании п. 5 ст.

    3 ФЗ-44 госзаказчик – это государственный орган или госкорпорация, которые проводят закупки от лица РФ или региона. По п.

    6 данной статьи заказчиком выступают муниципальный орган или муниципальное образование, которые наделены правом закупочной деятельности.

    Если заказчик соответствует указанным условиям, то он подлежит замене без дополнительных законодательных барьеров. Права и обязанности старого заказчика переходят новому в полном объеме.

    Таким образом, законодательство допускает заменять поставщика только в случае замены его на правопреемника при реорганизации юрлица в форме преобразования, присоединения или слияния.

    В остальных ситуациях замена поставщика при исполнении государственного контракта запрещена по 44-ФЗ. Перемена поставщика производится через подписание дополнительного соглашения к госконтракту. Если законная перемена невозможна, то сторонам следует подписать допсоглашение о расторжении контракта из-за невозможности его исполнения по нормам ст. 416 Гражданского кодекса.

    • Москва: +7 (499) 110-86-72.
    • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

    Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

    Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/peremena-postavsika.html

    Можно ли менять существенные условия контракта по 44-ФЗ?

    Допускается ли перемена поставщика при исполнении контракта. Смена заказчика по допсоглашению. Требования к структуре системы

    Повышайте квалификацию на курсе «Профессиональное управление государственными и муниципальными закупками, 256 ак.часов» и получите 1 год профессиональной поддержки на вебинарах. Программа разработана на основе требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

    Изменение условий на основании ГК РФ

    Правило № 1: основанием для изменения или расторжения договора является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа ( п. 1 ст. 451 ГК РФ). Это общая норма, которая подходит для любого договора, в том числе, контракта, заключенного в рамках Закона № 44-ФЗ.

    Пример 1

    30 октября 2014 года между заказчиком и подрядчиком был заключен муниципальный контракт на выполнение работ. Срок окончания выполнения работ установлен 60 календарных дней с начала выполнения работ и не позднее 30 декабря 2014 года. 4 февраля 2015 года, опираясь на п. 1 ст.

    451 ГК РФ, стороны подписали дополнительное соглашение к контракту, в соответствии с которым его действие с 19 ноября 2014 года приостанавливалось, и срок действия продлялся до 31.12.2015. Поводом для этого послужило резкое ухудшение погодных условий.

    При этом подрядчик не мог располагать к моменту заключения контракта такими сведениями.

    Прокуратура провела проверку и решила, что данное допсоглашение является недействительным. По ее мнению, правовых оснований для изменения контракта в сложившейся ситуации у сторон не было. Суд с этим не согласился и встал на сторону участников контракта.

    Судьи пояснили, что погодные условия ноября 2014 года не соответствовали возможности выполнения работ. Такие погодные условия угрожали годности и прочности выполняемой работы.

     Поэтому работы на объекте приостанавливались до наступления положительных температур (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11.04.2016 № Ф06-6869/2016).

    Изменение условий на основании Закона № 44-ФЗ

    Правило № 2: содержится в ст. 95 Закона № 44-ФЗ и включает в себя 7 случаев, когда стороны контракта по соглашению между собой вправе изменить существенные условия контракта при его исполнении.

    1. Если возможность изменения условий контракта была заранее прописана в документации о закупке и контракте (при закупке у единственного поставщика контрактом):

    а) при снижении цены контракта без изменения количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;

    б) если по предложению заказчика предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги увеличиваются или уменьшаются не более чем на 10%.

    Это самое распространенное основание для изменения контракта.

    Пример 1

    Стороны подписали дополнительное соглашение о внесении в контракт изменения — увеличении общей цены договора на 10%. Служба контроля округа сочла это нарушением и даже привлекла заказчика к административной ответственности по ч.

     5 ст. 7.32 КоАП РФ в виде штрафа в размере 1 000 000 рублей. Данное решение проверяющие мотивировали тем, что заказчик  изменил условия договора, повлекшие дополнительное расходование бюджетных средств в размере более 900 000 рублей.

    Заказчик подал в суд, который счел, что в действиях заказчика нет нарушения, так как цена договора была изменена в пределах 10% от первоначальной цены контракта.

    Необходимость выполнения дополнительных работ согласована с заказчиком и указанные работы выполнены подрядчиком, что соответствует условиям, установленным пп. «б» п. 1 ч. 1 ст.

    95 Закона № 44-ФЗ (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.02.2017 № Ф04-7084/2017).

    Пример 2

    На практике очень распространена ситуация, которую иллюстрирует следующий пример, — когда подрядчик выполняет дополнительные работы без предварительного подписания допсоглашения к договору, на сумму, превышающую 10% от цены контракта. А затем требует от заказчика их оплатить. Бесполезно. Без внесения изменений в контракт правовые основания оплачивать эти работы у заказчика отсутствуют.

    Так, стороны заключили муниципальный контракт на выполнение работ по строительству объекта.

    Подрядчик, указав, что проектная документация не соответствует сметной документации, выполнены дополнительные работы, не учтенные контрактом, что увеличило срок контракта и его стоимость, направил заказчику предложение об изменении условий контракта путем заключения дополнительных соглашений о продлении срока выполнения работ и увеличении цены примерно на 15%.

    Заказчик согласился подписать только соглашение об увеличении цены на 10%. Несмотря на это, подрядчик выполнил больший объем работ и обратился в суд с требованием к заказчику об их оплате.

    Суд отказал, так как подрядчик не мог не знать, что работы выполняются им при отсутствии обязательства.

    Доказательств того, что выполнение этих работ не терпело отлагательства, деятельность подрядчика была направлена на защиту охраняемого публичного интереса, и не имеется претензий со стороны заказчика по объему и качеству выполненных работ, подрядчик не представил (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20.04.2017 № Ф01-1334/2017).

    С аналогичными случаями можно ознакомиться в Постановлениях Арбитражного суда Дальневосточного округа от 07.12.2016 № Ф03-5719/2016, Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.11.2016 № Ф04-4859/2016, Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.12.2016 № Ф07-11988/2016.

    2. В случаях, предусмотренных п. 6 ст. 161 БК РФ, при уменьшении ранее доведенных до заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом заказчик в ходе исполнения контракта должен согласовать новые условия контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги.

    Пример 3

    В августе 2014 года учреждение заключило госконтракт на реконструкцию автомобильной дороги со сроком до 31.10.2014. Однако в связи с затянувшейся процедурой размещения госзаказа, учреждение направило в Управление проектирования и строительства автодорог письмо о переносе ввода объекта в эксплуатацию на 2015 год и о рассмотрении новой разбивки бюджетных инвестиций.

    Управление уменьшило лимиты бюджетных обязательств на 2014 год по этому объекту и уточнило госзадание на выполнение работ. Таким образом, произошло уменьшение средств, выделенных на финансирование в 2014 году расходов по заключенному контракту. Ссылаясь на это обстоятельство, заказчик заключил допсоглашение о переносе срока выполнения работ на 31.10.2015.

    По результатам ревизии Росфиннадзора учреждению было выставлено представление об устранении нарушений. Однако суд признал действия заказчика обоснованным, а предписание  незаконным (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16.03.2017 № Ф02-7880/2016).

    3. Изменение в соответствии с законодательством регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги.

    Пример 4

    В условиях договора энергоснабжения может быть прописано, что цена договора составляет определенную сумму по регулируемым ценам и определенную сумму по нерегулируемым ценам.

    При этом в части цены по нерегулируемым ценам она является твердой и определяется на весь срок исполнения договора, а в части цены по регулируемым ценам может меняться в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

    Возражения против такого условия не принимаются (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.01.2017 № Ф04-5855/2016).

    4. В случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за рубежом. В этом случае цену контракта можно увеличить или уменьшить по медицинским показаниям. Такую возможность необходимо заранее прописать в контракте

    5. На основании решения Правительства РФ, если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем 3 года контракта составляет либо превышает размер цены, установленные Правительством РФ (10 млрд. рублей). А исполнение контракта по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно.

    6. На основании решения высшего исполнительного органа власти субъекта РФ, если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта на срок не менее чем 3 года контракта составляет или превышает размер цены, установленные Правительством РФ (1 млрд. рублей), и его исполнение по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно.

    7. На основании решения местной администрации, если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее 1 года контракта составляет или превышает размер цены, установленные Правительством РФ (500 млн рублей), и его исполнение по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно.

    Изменение на основании контракта

    Все возможные основания для изменения существенных условий контракта приведены в законодательстве — ГК РФ и Законе № 44-ФЗ. Других оснований в контракте быть не может.

    Пример 1

    В контракт было включено условие, обязывающее подрядчика заключать дополнительное соглашение об уменьшении цены контракта, а именно: «В случае, когда в результате приемки выполненных работ их стоимость оказалась меньше, чем учитывалась при определении цены контракта, Стороны обязуются заключить дополнительное соглашение об уменьшении цены контракта». 

    ФАС признала это условие незаконным. Основание — Законом № 44-ФЗ определены случаи, при которых допускается изменение существенных условий контракта. Внесение таких изменений допускается только по соглашению сторон.

    Таким образом, приведенное условие противоречит требованиям Закона № 44-ФЗ (Решение ФАС России от 21.04.2016 по делу N ВП-188/16). Заказчик обжаловал это решение, но безуспешно (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.04.

    2017 № 09АП-4661/2017).

    Ответственность

    Изменение условий контракта по основаниям, не указанным в Законе № 44-ФЗ, влечет штраф (ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ):

    • на должностных лиц — в размере 20 000 рублей;
    • на юридических лиц — 200 000 рублей.

    Курсы повышения квалификации в Школе электронных торгов – это профессиональная переподготовка для поставщиков и заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Онлайн, с экспертами. 

    Источник: https://School.Kontur.ru/publications/92

    Юрист-эксперт
    Добавить комментарий