Финансовое право краткий курс лекций. Введение. финансовое право: краткий курс лекций

А. А. ГольдфарбФинансовое право. Конспект лекций

Финансовое право краткий курс лекций. Введение. финансовое право: краткий курс лекций

УДК 347.73(075.8)

ББК 67.402я73-1

Г60

Гольдфарб А. А.

Издание представляет собой краткое изложение всех основных вопросов дисциплины «Финансовое право». Раскрыты темы, касающиеся финансовой деятельности государства и муниципальных образований, предмета и системы финансового права, правового регулирования финансового контроля, понятия государственного долга и валютного контроля, основ бюджетного и налогового права, а также многое другое.

Для студентов, аспирантов, преподавателей и всех интересующихся проблемами финансового права.

УДК 347.73(075.8)

ББК 67.402я73-1

© А. А. Гольдфарб, 2014

© ООО «Проспект», 2014

1. Понятие и предмет финансового права

Финансовое право – отрасль российского права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством деятельности в области финансов.

Предметом финансового права являются финансовые правоотношения. Финансовые правоотношения – это общественные отношения, возникающие в связи с реализацией субъектами финансового права своих прав и обязанностей в процессе осуществления финансовой деятельности.

Финансовые правоотношения – это властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, а также отношения, возникающие в процессе осуществления финансового контроля, обжалования актов финансовых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение финансового правонарушения.

Субъектами финансовых правоотношений являются:

• Российская Федерация;

• иностранные государства;

• финансовые органы – Министерство финансов РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов РФ (финансовые органы субъектов РФ), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований);

• государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ);

• юридические лица;

• граждане РФ;

• иностранные граждане.

Финансовое право состоит из Общей и Особенной части. К Особенной части относятся подотрасли и правовые институты, регулирующие правоотношения в области бюджета, налогового права, государственных доходов и расходов, кредита, страхования, расчетов, денежного обращения и валютного регулирования.

Финансовое право тесно взаимосвязано с другими отраслями российского права, такими как гражданское право, конституционное право, административное право, предпринимательское право.

2. Источники финансового права

Источники финансового права – это нормативные правовые акты, содержащие нормы финансового права.

• К источникам финансового права относятся:

• Конституция РФ;

• кодексы;

• федеральные законы;

• указы Президента РФ;

• постановления Правительства РФ;

• международные договоры, межгосударственные соглашения.

Конституция РФ закрепляет обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57). В РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ст. 8).

Конституция РФ устанавливает, что денежной единицей в РФ является рубль, денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в РФ устанавливаются федеральным законом.

Государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе (ст. 75).

К источникам финансового права также относятся Бюджетный и Налоговый кодексы РФ.

Бюджетный кодекс РФ регулирует отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; а также отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

Налоговый кодекс РФ устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ.

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Источниками финансового права также являются федеральные законы,

Источник: https://fictionbook.ru/author/a_a_goldfarb/finansovoe_pravo_konspekt_lekciyi/read_online.html

Введение. финансовое право: краткий курс лекций

Финансовое право краткий курс лекций. Введение. финансовое право: краткий курс лекций

Введение

Правовое регулирование финансовых отношений, которые возникают в процессе финансовой деятельности (образования, распределения и использования фондов денежных средств) государства, представляет собой предмет финансового права. Оно находится на стыке двух наук – финансов и права.

Такое сочетание активно используется на практике, с ним часто сталкиваются не только юристы и финансисты, но и работники экономических, бухгалтерских, аналитических служб различных организаций, банковских учреждений и страховых компаний.

Финансовое право затрагивает деятельность государственных органов в части формирования доходов и расходов бюджетов различных уровней, составления проектов бюджетов.

Успешное решение финансовых проблем хозяйствующих субъектов может быть осуществлено путем применения соответствующих законодательных норм. Отсюда вытекает необходимость в знании многочисленных российских законов и других нормативных актов.

Правильное понимание законодательства и умение быстро ориентироваться в нем должны прививаться будущим специалистам со студенческой скамьи.

Именно поэтому учебный курс по основам финансового права важен для вузов, ведущих подготовку студентов не только по юридическим, но и экономическим, а также финансовым специальностям в рамках магистерских программ.

В кратком курсе «Финансовое право» авторы постарались осветить такие темы, как предмет и источники финансового права; характеристика финансовых правоотношений; особенности построения российской финансовой системы; правовое регулирование финансовой деятельности организаций; понятие и виды финансового контроля.

Большое внимание в пособии уделено бюджетному праву, сущности и принципам построения бюджетной системы и бюджетного процесса. Раскрыты вопросы правового регулирования налогообложения, налогового права и налогового производства, а также ответственность за нарушение налогового законодательства.

Отдельные главы посвящены правовому регулированию банковской деятельности, эмиссии и обращению ценных бумаг, денежному обращению и расчетам, валютным отношениям, страхованию и лизингу.

Обратите внимание на важный момент. Поскольку законодательство нестабильно, авторы сочли целесообразным не указывать все источники, в которых опубликованы изменения и дополнения, внесенные в действующие нормативные акты.

В учебном пособии даются название документа, дата и номер его принятия, а также дата последних изменений и дополнений. Для этого использована интернет-версия системы «КонсультантПлюс» по состоянию на 15 апреля 2010 г.

Авторы надеются, что предоставленный материал позволит читателям детально изучить важнейшие вопросы финансового права. Любая конструктивная критика будет воспринята с благодарностью и учтена в дальнейшей работе.

Финансовое право как отрасль российского права

Финансовое право представляет собой самостоятельную отрасль российского права, имеющую свой предмет правового регулирования и обусловленный им метод правового регулирования.

Предметом финансового права являются финансовые отношения, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства. Другими словами, с помощью финансового права государство регулирует общественные отношения, складывающиеся в области финансовой деятельности.

Метод финансового права – это метод властных предписаний, предполагающий неравенство субъектов правоотношений. Властные предписания исходят в большинстве случаев от финансовых, налоговых и кредитных органов, входящих в систему государственных органов и наделенных соответствующими полномочиями.

Метод финансового права характеризуется следующими особенностями:

♦ одной из сторон финансовых отношений всегда выступает орган государственной власти;

♦ любое юридическое и (или) физическое лицо обязано выполнить предписание, данное органом государственной власти, поскольку оно является односторонне властным;

♦ властные предписания не основываются на отношениях субординации и должностного подчинения.

Финансово-правовая норма – это установленное и контролируемое государством правило поведения участников общественных отношений, которые обладают соответствующими правами и обязанностями.

Нормы финансового права всегда связаны с регулированием отношений выполняемых в ходе финансовой деятельности государства распределительной, контрольной и стимулирующей функций при распределении национального богатства. В нормах финансового права закрепляются требования государства для обеспечения осуществления его задач и функций на определенном этапе общественного развития.

Финансово-правовые нормы носят государственно-властный, императивный характер: их содержание не может быть изменено по соглашению участников общественного отношения. Требования норм однозначно определяют объем прав и обязанностей участников финансовых отношений.

Классификация финансово-правовых норм осуществляется по различным основаниям (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Классификация финансово-правовых норм

В зависимости от характера воздействия на участников финансовых отношений нормы подразделяются на три вида:

обязывающие (требуют совершения конкретных действий от участников финансовых отношений, имеющих определенные права и обязанности);

запрещающие (налагают запрет на определенное действие в финансовой сфере);

уполномочивающие (предоставляют права участникам финансовых отношений при совершении ими определенных действий).

В законодательстве приоритет отдается обязывающим нормам финансового права.

В зависимости от содержания финансово-правовые нормы подразделяются:

♦ на материальные (закрепляют виды и размеры денежных обязательств налогоплательщиков перед государством, определяют направления расходования бюджетных средств и их объемы и т. д.);

процессуальные (определяют порядок деятельности субъектов финансовых правоотношений, например, по прохождению бюджета).

По времени охвата финансово-правовые нормы бывают:

общие – устанавливаются на неопределенный срок (они прекращают действовать в силу отмены или изменения);

временные – имеют конкретный срок действия.

Нормы финансового права структурно делятся на три компонента: гипотезу, диспозицию и санкцию. Гипотеза – несколько четко сформулированных условий, при наличии которых законодательство предоставляет право на совершение определенных действий в области финансов.

Диспозиция предопределяет правила поведения участников финансовых правоотношений (например, закон определяет конкретные ставки налога, распределяемого в бюджеты разных уровней).

Санкция – это мера ответственности, применяемая к нарушителям финансово-правовых норм.

Система финансового права состоит из общей и особенной частей. Общая часть охватывает нормы, регулирующие общие принципы и методы финансовой деятельности государства. В ней определяется правовое положение всех субъектов финансовых правоотношений, в том числе государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах компетенции финансовую деятельность.

Особенная часть включает в себя различные финансово-правовые институты, каждый из которых имеет свой объект правового регулирования, то есть регулирует определенный круг финансовых отношений, возникающих в сфере многообразной разносторонней финансовой деятельности государства. Финансовый институт объединяет в группу однородные экономические отношения, взаимосвязанные по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств.

Нормы финансового права в Российской Федерации многочисленны, они содержатся в разнообразных нормативных правовых актах или источниках финансового права. К ним относятся акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления разных уровней.

Источниками финансового права являются: Конституция Российской Федерации, кодексы Российской Федерации (Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее – БК), Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – НК)), законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, акты органов государственного управления, ведомственные положения, приказы, инструкции и др.

Большинство норм финансового права, как и иных отраслей права, реализуются в правоотношениях. Финансовые правоотношения возникают в процессе финансовой деятельности государства.

(Понятие и функции финансов. Финансовое право как отрасль российского права)

Этимология:«финансы»от лат.finare(finire)- окончание спора (денежного) ->financia-обязательная уплата денег или денежныйплатеж вообще

Термин«финансы» употребляется в несколькихсмыслах:

    материальное содержание: фонд денежных средств, мобилизованных государством (органами местного самоуправления) для осуществления своих задач и функций;

    правовой смысл: общественные отношения по созданию, распределению и использованию денежных фондов, урегулированные нормами права.

Df:(от лат. definitio-определение): Финансы – этосистема экономических отношений посозданию, распределению и использованиюденежных фондов государства, егомуниципальных образований, предприятий,учреждений и организаций, создаваемыхдля обеспечения функций и задач названныхсубъектов экономических отношений

ФГБОУВПО «Магнитогорский государственныйуниверситет»

Подчеркнуть, что это государственноеучреждение

Студенты должны доказать, что МаГУучаствует в финансовой деятельностигосударства

Функциигосударственных финансов:

Экономический инструмент распределениявалового (общественного) продукта инационального дохода

Валовойобщественный продукт – показательсоветской статистики, аналогичныйваловой продукции,валоваяпродукция, исчисленная в масштабестраны.Представляет измеренную в текущих ценахсуммарную стоимость продукции, товаров,услуг (включая промежуточный продукти незавершенное производство),произведенных в стране в течение года.Синоним – совокупный общественныйпродукт.

Средство контроля за производством ираспределением материальных благ;

Средство стимулирования развитияразвития государства и общества вжелаемом (кому? = политика) направлении.

Управлениепри помощи денег является наиболееэффективным регулятором общественныхотношенийобсудитьполитический аспект этой аксиомы «прикоммунизме денег не будет вовсе!»

Системароссийского прававключаетв себя различные отрасли, отграничивающиесядр. от др. на основании двух критериев:предметаи методаправового регулирования.

Втеории права под отрасльюправапонимается совокупность однородныхправовых норм, регулирующих однороднуюсферу общественных отношений своимособым методом.

Финансовоеправо = (бюджетное право + налоговоеправо)

кодифицированность нет кодекса Бюджетныйкодекс Налоговый кодекс

ПредметФин.права- общественные отношения, складывающиесяв процессе осуществления государствоми его муниципальными образованиямифинансовой деятельности (т.е. создания,распределения и использованиягосударственных и муниципальных денежныхфондов) в целях обеспечения исполненияих задач и функций по реализацииобщесоциальных потребностей.

Методрегулированияфин.права – метод власти и подчинения.Метод властных предписаний.

Императивноепредписание– закрепляет такой вариант поведенияграждан и иных субъектов права, которомуони должны неукоснительноследовать.

Большаячасть таких предписаний исходит отфинансово-кредитных органов государства,созданных для осуществления финансовойдеятельности (ФНС, Минфин, Федеральноеказначейство, Банк России).

Финансовоеправо является самостоятельной отрасльюправа и относится к публичному праву

Публичноеправо – правовые нормы, регулирующиедеятельность государственных органов,отношения между органами государственногоуправления.

Источникамифинансового праваявляются законы и иные нормативныеакты представительных и исполнительныхорганов государственной власти, местногосамоуправления, а также международныедоговоры и соглашения.

Представительный(законодательный) орган– органы государственной власти,обладающие правом и уполномоченныепринимать законы. Федер.законы – принимаетГосдума; Законы Челяб.обл. – Законодательноесобрание Челябинской области.

Исполнительныеорганы– органы власти, организации, учреждения,призванные обеспечивать исполнение инепосредственно осуществлять принятыемеждународные акты, законы страны,законодательно-нормативные акты.

ПравительствоРоссийской Федерации – высший исполнительныйорган государственной власти РоссийскойФедерации.

ПравительствоЧелябинской области – высший исполнительныйорган государственной власти области

Министерства,Управления, Федеральные службы.

1.Конституция РФ, конституционные законы, конституционные акты субъектов РФ(решения, касающиеся структуры иполномочий муниципальных представительныхи исполнительных органов власти, выборови назначений на должности, формированияи использования местных бюджетов)являются основой всех источников ФП -базой для развития финансовогозаконодательства

2.Финансовое законодательство:

Бюджетный и Налоговый кодексы

Федеральные законы (другие) «О валютномрегулировании и валютном контроле», «Онекоммерческих организациях»

подзаконныенормативные правовые акты:

а)Указы Президента РФ

б)нормативные правовые акты глав СубъектовРФ и муниципальных образований

в)Постановления Правительства

ТКРФ Статья 139. Исчисление средней заработнойплаты

ПостановлениеПравительства РФ от 24.12.2007 N 922 “Обособенностях порядка исчисления среднейзаработной платы”

г)Приказы и инструкции Минфина РФ и ЦБ РФ

Источник: https://www.errands.ru/different/vvedenie-finansovoe-pravo-kratkii-kurs-lekcii/

Введение. финансовое право: краткий курс лекций. Опорный конспект лекций по предмету «Финансовое право

Финансовое право краткий курс лекций. Введение. финансовое право: краткий курс лекций

Название: Финансовое право – конспект лекций.

Непосредственной сдаче экзамена или зачета по любой учебной дисциплине всегда предшествует краткий период, когда студент должен сосредоточиться, систематизировать свои знания. Выражаясь компьютерным языком, он должен «вывести информацию из долговременной памяти в оперативную», сделать ее готовой к немедленному и эффективному использованию.

Специфика периода подготовки к экзамену или зачету заключается в том, что студент уже ничего не изучает (для этого просто нет времени): он лишь вспоминает и систематизирует изученное. Предлагаемое пособие поможет студентам в решении именно этой задачи применительно к курсу «Финансовое право».

и структура пособия соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Издание предназначено студентам ВУЗ.

Финансы как экономическая категория существуют наряду с такими «неправовыми» понятиями, как «прибыль», «стоимость», «деньги». В праве же эти категории не имеют самостоятельного значения и используются только для обозначения предмета правового регулирования.

Поэтому все определения «финансов», предлагаемые юридической наукой, одинаково правомерны, и споры об их истинности носят в основном теоретический характер.
Государственные финансы имеют богатую историю. Одним из главных признаков государства теория права называет наличие единой денежной системы и сбор налогов, т.е.

формирование государственных денежных фондов, которые являются не чем иным, как государственными финансами.

СОДЕРЖАНИЕТема 1. Понятие финансов 5Тема 2. Финансовая система Российской Федерации 11Тема 3. Предмет и система финансового права 19Тема 4. Источники финансового права 26Тема 5. Финансовый контроль 31Тема 6. Органы финансового управления и контроля 38Тема 7.

Понятие бюджета и бюджетной системы Российской Федерации 49Тема 8. Доходы и расходы бюджета 56Тема 9. Бюджетный процесс в Российской Федерации 71Тема 10. Правовой режим финансов предприятий 88Тема 11. Понятие и роль налогов в Российской Федерации 100Тема 12.

Налог на добавленную стоимость 109Тема 13. Акцизы 118Тема 14. Налог на доходы физических лиц 126Тема 15. Налоги на имущество физических лиц 139Тема 16. Налог на прибыль организаций 145Тема 17. Налог на имущество организаций 150Тема 18.

Правовое регулирование денежного обращения в Российской Федерации 154Тема 19. Валютное регулирование в Российской Федерации 163

Тема 20. Валютный контроль в Российской Федерации 175

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Финансовое право – конспект лекций – Шуплецова Ю.И. – fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Юрист-эксперт
Добавить комментарий