Использование фонограммы. Использование фонограммы, опубликованной в коммерческих целях. Кто должен платить за звучание фонограмм

Кто заплатит за музыку?

Использование фонограммы. Использование фонограммы, опубликованной в коммерческих целях. Кто должен платить за звучание фонограмм

Дмитрий Жуванов
: Глобал – Дайджест. – 2004. – №29

    Однажды в 1997 году известный харьковский музыковед С.А. Коротков, завершая очередную лекцию перед слушателями курсов подготовки ди-джеев, предупредил их о необходимости заранее составлять перечень проигрываемых ими музыкальных композиций.

“Наступит день”, – сказал музыкальный гуру, ? “и в заведение, в котором вы работаете, придет человек и потребует плату за ту музыку, которую вы играете! Будьте готовы к этому”. Автор настоящей статьи был слушателем тех курсов и поэтому хорошо запомнил это наставление.

Прошло несколько лет, и вот, событие, о котором предупреждал Сергей Александрович стало реальностью.   Создавая музыкальное произведение, музыканты и исполнители не только реализует свои творческие способности, но и создают музыкальный продукт, являющийся авторским произведением, за который они надеются получить материальное вознаграждение.

Кроме того, на стадии производства этого произведения к музыкантам и исполнителям подключается целая команда людей (звукорежиссеры, продюсеры и т.д.), труд которых тоже должен быть оплачен. Оплата труда этого коллектива осуществляется за счет продажи экземпляров фонограммы созданного произведения.

Однако у каждого проданного экземпляра фонограммы может быть разная судьба: один будет использоваться дома для прослушивания в семейном кругу, второй будет проигран ди-джеем в клубе, где его услышат десятки людей, третий же попадет в эфирную студию радиостанции и музыку, записанную на нем, услышит уже миллионная аудитория.

   Второй и третий случай, описанные выше, трактуются украинским законодательством как публичное исполнение фонограммы с коммерческой целью. Согласно ст. 43 Закона Украины “Об авторском праве и смежных правах” допускается такое публичное исполнение фонограмм без согласования с исполнителями (производителями) фонограммы, но с выплатой им вознаграждения.

Итак, за музыку надо платить! Теперь попытаемся разобраться, кто, в каких случаях, кому и сколько должен.   Если вы в магазине купили компакт-диск (конечно же лицензионный!) с записью вашего любимого певца, то вы можете слушать его сами, с семьей и друзьями абсолютно свободно. Также вы можете для личных целей скопировать этот диск на другой носитель. Согласно ст.

42 (часть 4) Закона “Об авторском праве и смежных правах”  в стоимость записывающей аппаратуры и чистых носителей (чистые кассеты, “болванки” CD-R для записи аудиодисков) уже включено вознаграждение авторам и исполнителям. Больше ничего никому платить не нужно.

   Совершенно иначе обстоят дела, в случае использования фонограмм с коммерческой целью.

Кто должен платить?

  Платить должны юридические и физические лица, использующие фонограммы (видеограммы) в коммерческих целях.

К ним относятся: театры, концертные и цирковые объединения, филармонии, цирки, клубы, дома и дворцы культуры, киноконцертные залы, дискотеки, танцевальные и концертные площадки, а также парки, стадионы, спортивные залы, кинотеатры и видеосалоны, казино, ночные клубы, салоны (залы) игровых автоматов, бары, кафе, рестораны и т.д.

Полный список приведен в Постановлении Кабинета Министров Украины №71 от 18.01.2003г. “Про затвердження розміру винагороди (роялті) за використання опублікованих з комерційною метою фонограм і відеограм та порядку її виплати”. Использование фонограмм с коммерческой целью предполагает получение прибыли от такого использования.

Например, основной деятельностью ночных клубов является проведение дискотек, многочисленные кафе используют аудиозаписи для создания музыкального фона для своих посетителей, деятельность радиостанций невозможна без использования фонограмм в принципе. Все вышеперечисленные типы организаций прямо или косвенно получают прибыль от использования музыкальных произведений, являющихся объектами авторского права.  

Кому платить?

   Стоит зайти в любой музыкальный магазин, чтобы убедиться в огромном количестве исполнителей, музыкантов и производителей фонограмм. Каждый из них претендует на получение своей доли вознаграждения от использования своего музыкального произведения.

Неужели владельцу кафе или клуба, имеющего в своей фонотеке несколько десятков компакт-дисков, нужно заключать письменные договора и персонально рассчитываться с каждым исполнителем или музыкантом? Нет, этого не требуется. Как и во всем мире, в Украине существуют организации коллективного управления авторскими правами. Согласно ст.

49 Закона “Об авторском праве и смежных правах”  их основными функциями являются: – заключение договоров на право использование авторских произведений и согласование размера вознаграждения при заключении договора; – сбор, распределение и выплата авторам причитающегося им вознаграждения; – защита прав авторов (в том числе и в суде).

   Проще говоря, авторы произведений (производители фонограмм) чтобы самим не следить за нарушением своих прав и не заключать письменные договоры с каждым владельцем кафе, клуба или радиостанции (т.е. с каждым пользователем) поручают эти функции организации коллективного управления.

Крупнейшей такой организацией в нашей стране является Украинское агентство по авторским и смежным правам (УААСП), находящееся в подчинении Государственного департамента интеллектуальной собственности. УААСП аккумулирует у себя денежные отчисления от пользователей авторских произведений и выплачивает их в виде вознаграждения авторам.

Агентство представляет в Украине интересы большинства отечественных исполнителей, а также значительного количества зарубежных.

   Кроме УААСП в Украине существуют и другие организации коллективного управления авторскими правами, наиболее известными из которых являются: – Всеукраинское объединение субъектов авторских и смежных прав “Оберіг” – лидер сбора авторских вознаграждений за кабельную ретрансляцию ТВ-программ; – Объединение предприятий “Украинский музыкальный альянс” – членами которого являются компании-представители всемирно известных производителей аудио- и видеопродукции: Universal Music Group, BMG Entertainment, Warner Music International GMBH, Sony Music International ;

 – Объединение предприятий “Украинская лига музыкальных прав” – создана в 2003 году, предполагает активно заниматься сбором авторских вознаграждений с предприятий сферы бытового обслуживания, развлечений, общественного питания и транспорта.

Сколько платить?

   В данном случае сумма, выплачиваемая автору либо производителю фонограммы (видеограммы) называется роялти. Размер роялти не одинаков и зависит от того, какой деятельностью вы занимаетесь.

   В случае коммерческого использования фонограмм в местах с платным входом размер роялти составляет 4% от суммы, полученной от продажи билетов. Именно столько должны платить большинство дискотек, концертных залов и ночных клубов.

   За коммерческое использование фонограмм в местах с бесплатным входом (казино, бары, рестораны, кафе, парки и т.п.) необходимо уплачивать 1% от суммы полученного дохода. Под доходом здесь следует понимать прибыль, полученную от вида деятельности, в процессе которого используются фонограммы.

Если же таких доходов нет, то размер роялти определяется исходя из суммы затрат на указанный вид использования объекта смежных прав, и составляет 2.5%.   Радиостанции обязаны выплачивать роялти в размере 2% от получаемого дохода.

Такой же размер роялти установлен и для телекомпаний, использующих в своем эфире фонограммы и видеограммы.

   Операторы кабельного телевидения, владельцы музыкальных порталов в сети Интернет обязаны выплачивать роялти в размере 5% от полученных доходов.

Как платить?

    Согласно все тому же Постановлению Кабмина №71 юридические и физические лица, использующие фонограммы и видеограммы с коммерческой целью обязаны самостоятельно перечислять роялти в установленном размере уполномоченным организациям.

Юридическим основанием выплат является предварительно заключенный договор между организацией коллективного управления и пользователем фонограммы. УААСП разработаны типовые договора для радиостанций, публичных мест с платным и бесплатным входом, эфирных и кабельных телекомпаний.

В основном, формы договоров похожи друг на друга, главное их отличие заключается в размере роялти.

Договор обязывает пользователя: – ежеквартально выплачивать роялти; – вести точный учет используемых произведений и их авторов и ежеквартально предоставлять в УААСП отчет об использованных произведениях; – предоставлять в УААСП акт с информацией о полученных доходах.

   В случае невыполнения указанных требований, договор обязывает пользователя выплатить Агентству штраф в размере 1000 грн. В случае задержки платежей пользователь обязуется уплатить пеню в размере двойной ставки НБУ.  Кроме того, в договорах с владельцами радиостанций указывается, на какой частоте производится вещание.

В договорах с клубами, кафе, ресторанами и т.п. указывается адрес помещения, в котором будет происходить использование авторских произведений. Таким образом, при смене частоты вещания радиостанции, переезде клуба, кафе в новое помещение или открытии дополнительных помещений, возникает необходимость в перезаключении договора с УААСП.

   Ежеквартальный отчет представляет собой сводную таблицу, в которую заносятся сведения о названии использованного произведения, исполнителе, композиторе и авторе текста, продолжительности звучания, количестве исполнений.

А если не платить?

В таком случае, владелец авторских прав, либо организация коллективного управления имеет право обратиться в суд.

Суд в соответствии с Законом Украины “Об авторском праве и смежных правах” может вынести решение: – о возмещении ущерба владельцу авторских прав, – о взыскании в его пользу доходов, полученных нарушителем, – о выплате компенсации, размер которой может варьироваться от 10 до 50000 мин. зарплат.

   Дешевле все же заключить договор и добросовестно выплачивать роялти, чем иметь дело с судом и выплачивать штрафы. К тому же, из года в год контроль за соблюдением прав интеллектуальной собственности в Украине ужесточается.

В оформлении отношений с организациями коллективного управления авторскими правами чрезвычайно полезным будет участие патентного поверенного, либо патентной фирмы. Тем более не обойтись без квалифицированной помощи в случае судебного разбирательства.

   Без сомнения, описанный выше механизм уплаты роялти, более всего осложнит жизнь ди-джеям многочисленных клубов, а также музыкантам, исполняющим “в живую” произведения других авторов. Теперь им в процессе выступления придется еще и фиксировать все проигрываемые (исполняемые) ими произведения.

Но что поделаешь, наша страна постепенно приводит свое законодательство в соответствие с международными нормами. Будем надеяться, что средства полученные авторами, композиторами и исполнителями через организации коллективного управления будут стимулировать их на создание не только песен в стиле Верки Сердючки и “поющего” ректора Михаила Поплавского, но и будут способствовать появлению новых талантливых артистов.

Источник: https://romanenko.biz/ru/publikatsii/117-kto-zaplatit-za-muzyku

Отчисления за публичное исполнение фонограмм или любой труд должен быть вознагражден

Использование фонограммы. Использование фонограммы, опубликованной в коммерческих целях. Кто должен платить за звучание фонограмм

Недавно, к нам обратились наши клиенты с просьбой о помощи. Cуть заключалась в следующем: на имя генерального директора ООО пришло официальное уведомление от Всероссийской Организации Интеллектуальной Собственности (далее по тексту – ВОИС) о необходимости заключения с ними договора на выплату вознаграждения за публичное исполнение фонограмм, опубликованных в коммерческих целях.

Клиент хотел понять, что это за «зверь» и откуда у него такие полномочия? Как с ним бороться, а главное, стоит ли? Разбирается юрист Rush Agency — Мария Скрипова.

По порядку

Рестораны, торговые площадки или в принципе любые предприятия сферы развлечений не представляют свою деятельность без музыкального сопровождения. Но не все так просто, в частности, за публичное исполнение фонограмм, опубликованных в коммерческих целях придется заплатить.

Что понимается под «фонограммой» и «публичным исполнением фонограмм»?

По смыслу пп.2 п.1 ст.1304 ГК РФ «фонограммой» является любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение. А в соответствии с пп.8 п.2 ст.

1307 ГК РФ «публичное исполнение записи исполнения» – это любое сообщение записи с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается запись в месте ее сообщения или в другом месте одновременно с ее сообщением.

Необходимо ли получать разрешение на публичное исполнение фонограмм?

Несмотря на то, что исполнения и фонограммы в соответствии со ст. 1225 ГК РФ являются охраняемыми законом объектами интеллектуальных прав и по общему правилу ГК РФ устанавливает запрет на использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации без согласия правообладателя, в п.1 ст.

1326 ГК РФ предусмотрено исключение, а именно: «публичное исполнение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях», а также ее сообщение в эфир или по кабелю допускается без разрешения обладателя исключительного права на фонограмму и обладателя исключительного права на зафиксированное в этой фонограмме исполнение, но с выплатой им вознаграждения.»

Следовательно, разрешение на публичное исполнение фонограмм не требуется, но заплатить вознаграждение правообладателям придется.

Кому платить вознаграждение? Что такое ВОИС? РАО и ВОИС – в чем разница?

Законодатель наделяет такими полномочиями аккредитованную организацию по управлению коллективными правами – ВОИС. (в случае с коллективным управлением авторскими правами аккредитованной организацией является Российское Авторское Общество – далее по тексту – РАО).

Статьей 1242 ГК РФ предусмотрена возможность создания основанных на членстве некоммерческих организаций, способствующих реализации авторских и смежных прав, когда их осуществление обладателями авторских и смежных прав в индивидуальном порядке затруднено или в случаях, когда ГК РФ допускает использование объектов авторских и смежных прав без согласия обладателей соответствующих прав, но с выплатой им вознаграждения.

ВОИС – является примером организации, созданной для практической реализации смежных прав* исполнителей и изготовителей фонограмм. К тому же, с 2009 года ВОИС имеет государственную аккредитацию, предусмотренную ст. 1244 ГК РФ, а именно по пп. 5-6 п. 1 ст. 1244 ГК РФ, а значит и широкий спектр полномочий, в пределах, установленных законодательством РФ.

Следует отметить, что наличие государственной аккредитации у ВОИС не исключает возможности создания подобных организаций, которые напрямую сотрудничают с правообладателями и осуществляют коллективное управление их смежными правами.

Но! В силу ГК РФ, ВОИС в отличие от других организаций может представлять в судах интересы неопределенного круга правообладателей. Для этого ей не требуется заключать договоры напрямую с каждым из них.

Актуальным остается вопрос о том: кому платить – РАО или ВОИС? Ответ тут очень прост – и тем и другим. Заключать договоры нужно с двумя организациями, т.к.

РАО осуществляет коллективное управление правами авторов произведений, а ВОИС правами исполнителей и изготовителей фонограмм.

В нашем случае, речь идет о получении уведомления от ВОИС в части публичного исполнения фонограмм, но это абсолютно не говорит о том, что при заключении договора с ВОИС вы освобождаетесь от уплаты вознаграждения авторам используемых вами произведений.

*Смежные права – интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние (легальное определение смежных с авторскими прав дается в п.1 ст.1303 ГК РФ).

Размер и распределение полученного вознаграждения

Чтобы избежать ответственности за нарушение законодательства в этой сфере, пользователю (тот, кто публично исполняет фонограммы) после получения подобного уведомления необходимо заключить договор с ВОИС.

Именно в договоре прописываются сроки выплаты и размер вознаграждения, который по большей части зависит от специфики бизнеса и может включать в себя как основные, так и дополнительные платежи, порядок и сроки предоставления отчетности пользователя об использовании фонограмм.

Образцы договоров и полный перечень ставок для расчета вознаграждений находится в открытом доступе на официальном сайте ВОИС.

При определении размера вознаграждения ВОИС принимает во внимание критерии, установленные в п.4 «Правил сбора, распределения и выплаты вознаграждения исполнителям и изготовителям фонограмм за использование фонограмм, опубликованных в коммерческих целях», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 № 988, а именно:

  1. минимальные ставки авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений и за сообщение произведений в эфир, а также за сообщение произведений по кабелю;
  2. является ли использование фонограмм основным видом деятельности для плательщика или не является;
  3. платность или бесплатность входа для слушателей (посетителей);
  4. размер вознаграждения, который при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичное использование фонограмм, в том числе за рубежом.

Что касается распределения полученного вознаграждения, то данные полномочия так же возложены на ВОИС:

  1. 50% выплачивается исполнителям,
  2. оставшиеся 50% – изготовителям фонограмм.

При этом, между конкретными исполнителями и изготовителями фонограмм вознаграждение разделяется пропорционально фактическому использованию соответствующих фонограмм.

Ответственность за бездоговорное публичное исполнение фонограмм

В ч.1 ст.7.

12 Кодекса об Административных правонарушениях РФ (далее по тексту – КОАП РФ) предусмотрена ответственность за нарушение авторских и смежных прав, а именно: «ввоз, продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах либо на экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информация об их изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях авторских и смежных прав, а равно иное нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода», которая влечет наложение административного штрафа:

  1. на физических лиц от 1 500 до 2 000 рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения;
  2. на должностных лиц – от 10 000 до 20 000 рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения;
  3. на юридических лиц – от 30 000 до 40 000 рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения.

Важно! Даже в случае, если основной целью публичного использования фонограммы не является получение прибыли (иными словами, пользователь не берет плату за вход в свое заведение), то заплатить штраф все равно придется. На этот счет ВОИС дает разъяснение, что неполучение прибыли из использования фонограмм не освобождает от ответственности по ч.1 ст.7.12 КОАП РФ.

Но и это еще не все. ГК РФ регламентирует ответственность за нарушение исключительного права на объекты смежных прав. Правообладатель может потребовать от нарушителя компенсацию в размере:

  1. от 10 000 рублей до 5 000 000 рублей, определяемом по усмотрению суда;
  2. в двукратном размере стоимости экземпляров фонограммы или в двукратном размере стоимости права использования объектов смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование такого объекта.

Важно! Нужно иметь в виду, что привлечение к административной ответственности не исключает наступления гражданско-правовой.

А это значит, что помимо штрафа и конфискации контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, вы можете стать ответчиком по делу, связанному с выплатой компенсации правообладателю.

Как правообладатели узнают, что вы нарушили их права?

Сложно себе представить, что исполнители и изготовители фонограмм обивают пороги заведений с целью получения вознаграждения за свой труд. А вот тем, что к нарушителям наведываются представители ВОИС с предложением о заключении договора уже никого не удивить.

В случае, если заведение не идет на так называемый «контакт» и не имеет договоров с другими аналогичными организациями, то ВОИС, как правило, поступает следующим образом: подает иск в суд о взыскании компенсации в пользу правообладателя и/или же передает информацию в правоохранительные органы, а те в свою очередь, фиксируют факт нарушения и направляют материалы в суд для привлечения к ответственности по ч.1 ст.7.12 КОАП РФ.

Судебная практика

1) Административная ответственность.

Например, постановление по делу об административном правонарушении № 5-692/2017 Серпуховского городского суда МО от 28 ноября 2017 года.

Юридическое лицо, являющееся рестораном, проигрывало в своем зале фонограммы, не имея договора на выплату вознаграждения правообладателям с ВОИС, за что и было оштрафовано на 30 000 рублей с конфискацией технических средств, с помощью которых осуществлялось неправомерное публичное исполнение фонограмм.

Источник: https://www.rush-agency.ru/blog/article/otchisleniya-za-publichnoe-ispolnenie-fonogramm-ili-ljuboj-trud-dolzhen-byt-voznagrazhden/

Использование фонограммы и аудиовизуального произведения в помещениях клиники

Использование фонограммы. Использование фонограммы, опубликованной в коммерческих целях. Кто должен платить за звучание фонограмм

Многие руководители клиники применяют такой метод привлечения клиентов, как аудио сопровождение или запуск видеоряда.

Но мало кто задумывался, что это может повлечь за собой серьезные судебные тяжбы, завершением которых может стать обязанность выплаты денежной компенсации.

На каких условиях допускается использование произведений – фонограмм (музыкальных треков) и аудиовизуальных произведений (клипов, видеороликов) в деятельности клиники или салона красоты, разберем в статье.

Законность использования фонограмм и иных авторских произведений в коммерческих целях

Использование таких произведений, как музыкальные фонограммы, в деятельности клиники (то есть для публичного слушания в помещениях, где населению оказывают платные услуги) затрагивает исключительные права авторов произведения (музыкального, видео или сложного произведения, состоящего, как из музыкальных элементов, так и изображений). Данный аспект регулируется положениями пп. 1 п. 1 ст. 1315, п. 1 ст. 1317, пп. 1 п.1 ст. 1323 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Правообладателями на такие объекты интеллектуальной собственности, как музыкальное или видео произведения, могут быть не только сами авторы (композитор, режиссёр), но и лица, творчеством которых созданы отдельные элементы — исполнители, аранжировщики, сценаристы, постановщики, операторы и т. д. (ст. 1259, 1260, 1263 ГК РФ). Указанным лицам принадлежит исключительное право на произведение (ст.1229 ГК РФ), которое, в том числе включает в себя предоставление разрешения или полный запрет на использование произведения.

Однако в отношении аудиовизуальных произведений (ст. 1263 ГК РФ) правило о получении предварительного согласия правообладателя для его использования не распространяется.

Тем не менее это не означает, что произведения других авторов, изготовителей или иных правообладателей могут быть использованы безгранично.

Согласно части 3 вышеназванной статьи 1263, а также стать 1326 ГК РФ публичное исполнение, сообщение в эфир или по кабелю аудиовизуальных произведений обязывает пользователей выплачивать авторам произведения вознаграждение за такое использование.

Публичным использованием аудиовизуального произведения в соответствии с разъяснениями, данными Верховным Судом в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.

2006 N 15 “О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах” является его показ в кинотеатрах, иных местах, открытых для свободного посещения, или в местах, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи.

Соответственно использование произведения в общественном месте (клинике, медицинском центре) подпадает под понятие публичного исполнения.

Таким образом получение специального разрешения для «создания музыкального сопровождения» клиентам клиники не требуется, но обязательным условием будет являться выплата вознаграждения автору, исполнителю и другим правообладателям.

Порядок оплаты вознаграждения за использование клиникой произведений

Сбор средств для выплаты вознаграждения за свободное использование произведений – фонограмм и аудиовизуальных – в личных целях осуществляется аккредитованной организацией (статья 1244).

В настоящее время аккредитованной на сбор средств за публичное воспроизведение фонограмм, а также аудиовизуальных произведений в коммерческий и личных целях является «Общество по коллективному управлению смежными правами «Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности» (ВОИС).

Полученные средства ВОИС распределяет между авторами, исполнителями, аранжировщиками, режиссерами, сценаристами и иными правообладателями в установленной законом пропорции (ст. 1326 ГК РФ).

Таким образом, оплата за использование произведений осуществляется непосредственно ВОИС на основании соответствующего договора с организацией, индивидуальным предпринимателем или лицом, осуществляющим публичное воспроизведение фонограмм и иных произведений.

При этом согласно статье 1326 ГК пользователи произведений обязаны направлять в ВОИС отчеты о фактическом использовании (воспроизведении, трансляции).

ВАЖНО!
Если вы планируете создавать «располагающую» атмосферу для своих клиентов и использовать в зале ожидания музыку для медицинского центра, позаботиться о заключении договора о выплате вознаграждения за использование произведений стоит еще на стадии открытия клиники.

Процедура заключения Договора для использования музыки для медицинского центра не сложна, как может показаться на первый взгляд. Для заключения договора необходимо зайти на сайт ВОИС (http://rosvois.

ru/), перейти в раздел «Пользователям», во всплывающем окне выбрать раздел «Заключить договор»,  определиться со способом заключения договора (через заполнение онлайн-формы или путем прямого обращения в организацию).

Кроме того, на сайте также можно рассчитать стоимость вознаграждения за использование аудиовизуальных произведений.

При расчете стоимости вознаграждения учитывается несколько факторов:

  • род деятельности пользователя
  • площадь помещения, в котором используется произведение
  • период оплаты (при авансовых платежах за 6-12 месяцев предоставляется скидка).

В соответствии с Приложениями к Постановлению Правительства Российской Федерации No 988 от 29 декабря 2007 года для предприятий сферы услуг, с предоставлением дополнительных услуг (солярии, СПА, бани, массаж, косметический кабинет) плата за использование произведения за площадью до 100 кв. м составляет 1 500 рублей; свыше 100 кв.м плюс 2 рубля за каждый кв.м. помещения.

Плата является небольшой и несущественной относительно последствий, которые могут наступить при использовании музыки для медицинского центра без оплаты.

Последствия использования фонограммы и иных произведений без оплаты вознаграждения

Все мы занимаемся той или иной деятельностью (кто-то любимым делом, кто-то не очень) ради получения вознаграждения в денежном эквиваленте.

Авторы, исполнители и другие лица, участвовавшие в создании того или иного произведения, также вкладывали свой труд для того, чтобы заработать.

Поэтому при решении вопроса – использовать или не использовать чье-то произведение в своей деятельности, платить или не платить вознаграждения, думаю, что стоит задуматься и над этим вопросом в том числе.

При неполучении ожидаемого вознаграждения, мы хотим, как минимум, соразмерной компенсации.

В этом отношении законодатель не стал «изобретать велосипед»: в соответствии со статьями 1250, 1252, 1253 ГК РФ правообладатель имеет право требовать возмещения убытков, вызванных неправомерным использованием произведения или на основании п. 1253 ГК РФ вместо возмещения убытков требовать выплаты компенсации в размере:

  • от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей по усмотрению суда (конкретная сумма определяется в каждом конкретном случае в зависимости от обстоятельств дела)
  • в двукратном размере стоимости использования фонограммы или произведения. Размер определяется на основании ранее заключенных сделок или иных объективных доказательств в каждом конкретном случае.

При этом в соответствии с положениями Гражданского Кодекса Российской Федерации от имени правообладателей за судебной защитой вправе обращаться ВОИС.

ВАЖНО!
Правовой охраной на территории нашего государства обладают не только произведения, созданные гражданами Российской Федерации или на территории РФ, но также иностранные произведения, на основании международных договоров, к которым присоединилась Российская Федерация. Кроме того, правовая охрана предоставляется некоторым произведениям, созданным и обнародованным до присоединения нашей страны к некоторым договорам, если они не являются общественным достоянием.

Информацию о предоставлении тем или иным произведениям правовой охраны на территории Российской Федерации можно в ВОИС, в том числе через формы обратной связи или электронного запроса на сайте организации.

Помимо денежной компенсации, взыскиваемой в судебном порядке, клиника-нарушитель может быть привлечена к административной ответственности на основании статьи 7.12. КоАП РФ.

Помимо штрафов за нарушение административного законодательства, которые разнятся в зависимости от субъекта нарушения от пятиста рублей до сорока тысяч рублей, предусмотрена также конфискация материальных носителей и оборудования, с помощью которого осуществлялось воспроизведение.

Так, если фоновая музыка для клиники транслируется с помощью ноутбука и музыкальных колонок, то при проведении проверки и составления протокола будет изъят ноутбук со всеми комплектующими (мыши, колонки, усилители и т. п.).

Применение данной меры наказания примечательно в деле 12-2040/2017 Московского областного Суда о привлечении к ответственности ООО «А…» по статье 7.12. КоАП РФ. Общество неоднократно пыталось обжаловать решение о конфискации техники, с помощью которой в помещении транслировались музыкальные произведения, но безуспешно (случаи подобной судебной практики далеко не редки).

При определенных обстоятельствах пользователи фоновой музыки для клиники могут быть привлечены к уголовной ответственности по статье 146 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

Таким образом, учитывая установленный размер платы за воспроизведение произведений, последствия нарушения порядка использования фоновой музыки для клиники и аудиовизуальных произведений могут быть сокрушительными.

По итогу моего повествования важно также понимать, что приобретение лицензионных дисков, иных носителей, плата за прослушивание музыки на различных Интернет-ресурсах не освобождает владельцев бизнеса от оплаты вознаграждения за воспроизведение музыки, клипов, фильмов для публичного прослушивания.

Поэтому рекомендую либо заблаговременно позаботиться о заключении соответствующего договора и внесении платы за пользование фоновой музыки для клиники или остановить свой выбор на создании атмосферы с помощью любимой радиостанции или включения музыкального канала.

Возможно, вам будет интересно

Источник: https://www.dirklinik.ru/article/144-ispolzovanie-fonogrammy-i-audiovizualnogo-proizvedeniya-v-pomeshcheniyah-kliniki

Юрист-эксперт
Добавить комментарий