Примеры форм вины коап. Кто должен доказывать вину в административном правонарушении

Кто должен доказывать вину в административном правонарушении

Примеры форм вины коап. Кто должен доказывать вину в административном правонарушении

В соответствии с ч. 1 настоящей статьи лицо может быть привлечено к ответственности лишь за совершенные им административные правонарушения.

Общий характер данной формулировки свидетельствует о том, что для признания лица виновным в совершении административного правонарушения уполномоченному органу или должностному лицу необходимо установить факт наличия в его действиях состава правонарушения — всех его четырех элементов: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. В первую очередь, должен быть установлен факт наличия административного правонарушения, т.е. нарушения требований действующего законодательства.

Только после этого выявляются элементы состава правонарушения и вина конкретного лица в его совершении.

Постановление об административном правонарушении — доказательство вины?!

Не знаю даже как объяснить свалившийся на мою голову полгода назад геморрой (ну может и не на голову)… Банальная ситуация.

На мои скромные попытки попросить составить протокол об административном правонарушении, так как я не согласна с наличием в моих действиях события правонарушения, была остановлена грозным обиженно-трезвым взглядом исподлобья и фразой «ничего не докажешь»… Не стала я по наивности и торопливости своей вечной с обиженным отношения выяснять, взяла копию постановления, предварительно не расписавшись в графе «Наличие события административного правонарушения и назначенное административное наказание не оспариваю» и поехала себе… Думаю: «в суде встретимся и мстя моя будет страшна»… Написала, как положено, жалобу в районный суд, красиво так написала, со ссылками на Постановления Пленума Верховного суда, хотя КоАП РФ вполне хватило бы… Ну и села ждать два месяца Vendettу, потирая руки и мерзко так хихикая… В конце декабря назначают мне заседание, я такая предновогодняя, практически в карнавальном костюме лечу в суд с надеждой на подарок и… сначала недоумение, после желание обратиться к отоларингологу за консультацией по поводу патологического заболевания всех обоих ухов, далее пришла мысль снова поступить на юридический факультет, так как после вынесения вердикта судьи я лихорадочно искала в медленно остывающем от шока мозге, где я не доучилась, какие лекции пропустила по административному праву?!

В общем, много пришлось переосмыслить за две секунды, пока судья медленно и четко говорил «Отказать в жалобе»… Практически теряя сознание, с осознанием того, что только что вера в судебную справедливость безвозвратно и навсегда разбилась на мелкие осколки и валяется на грязном оскверненном полу храма правосудия, я видела только ухмыляющиеся глаза инспектора… Собрав всю силу воли, а также осколки веры с пола, подала в Краевой суд жалобу на решение районного судьи, даже не получив на руки мотивировочной части решения. Ну, думаю, уж здесь-то разберутся, здесь-то суд не простой, а Краевой!

Проходит два месяца, заседание, еле волоку ноги, понимаю, что если отказ, то приеду домой и порву свой диплом, пойду пирожками на вокзал торговать… Отказ… Истерика… нервный срыв… кома… выход из комы… жалко диплом, он мне потом и кровью достался, потому и красный… Собираю последние крохи веры в справедливость и в свой разум, знакомлюсь с материалами дела, читаю мотивировочное решение суда первой инстанции:

«Моя виновность подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами, а именно: постановлением по делу об административном правонарушении»

(л.д.13), суд второй инстанции в своем решении написал: «доказательства, положенные судьей в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают, им дана соответствующая правовая оценка». Примечание: Забыла изначально написать. В деле никаких больше материалов – ни видеосъемок, схем проезжей части, фото, показаний свидетелей и т.д.

Только я, инспектор ДПС, судья и постановление… Теперь у меня постановление, вступившее в законную силу, дергающийся глаз и подготовленная надзорная жалоба в Президиум Краевого суда… В понедельник еду сдавать…Не поминайте лихом… Подскажите, мне юристы-разумные, с каких пор конечный итог стадии рассмотрения дела об административном правонарушении (постановление) стал доказательством вины?!

Кто должен доказать вину в деле об административном правонарушении?

Предметом изучения являлась практика применения ч. 2 ст. 6.1 ПИКоАП по делам об административных правонарушениях, рассмотрение которых согласно ст.

3.2 ПИКоАП отнесено (или относилось ранее — в 2007–2010 гг.) к компетенции районных (городских) судов.

В результате проведенных исследований было выяснено следующее:

  1. 70,9% случаев должностное лицо органа, ведущего административный процесс, отсутствовало в судебных заседаниях;
  2. в 4,1 % дел оно поддерживало обвинение;
  3. в 25 % дел это должностное лицо выступало в качестве свидетелей.

Таким образом, несмотря на наличие в ПИКоАП соответствующих норм, в общих судах продолжается рассмотрение дел об административных правонарушениях при отсутствии в процессе должностного лица органа, ведущего административный процесс, обязанных доказывать вину лиц в совершении административных правонарушений.

Статья 1.5 КоАП РФ. Презумпция невиновности (действующая редакция)

Источник: https://civilyur.ru/kto-dolzhen-dokazyvat-vinu-v-administrativnom-pravonarushenii-92947/

Права административного правонарушителя: все, что нужно знать!

Примеры форм вины коап. Кто должен доказывать вину в административном правонарушении

Понятие «подозреваемый в совершении административного правонарушения» отсутствует с точки зрения юриспруденции. В законодательстве фигурирует понятие «лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении». Привлечение правонарушителя к административной ответственности осуществляется в соответствии с нормами КоАП РФ.

Что понимают под правонарушениями

Административное правонарушение понимается как деяние, посягающее на порядок, установленный в обществе или государстве. Также оно может посягать на права, свободы физических лиц, управленческую структуру, существующую в стране.

Предусматривается две формы, посредством которых совершается правонарушение:

Деянию свойственна антиобщественность, наказание в его совершении предусматривается в административном законодательстве. Исходя из этого, можно сказать, что не все действия могут рассматриваться в качестве правонарушений.

Противоправность деяния заключается в нарушении посредством совершения деяния норм права.

Меры административной ответственности предусматривают соблюдение законных требований.

В состав правонарушения включаются:

  • объект;
  • субъект;
  • субъективная сторона;
  • объективная сторона.

Объект понимается как общественные отношения, на которые посягает противоправное деяние. Такие отношения урегулированы нормами права и охраняются посредством мер ответственности.

В объективную сторону включается форма совершения правонарушения. Как уже было указано, оно может совершаться в виде действий или бездействий. В качестве обязательного признака предусматривается запрещенность законодательными нормами. Каждая из форм предусматривает, что правонарушение посягает на определенные общественные отношения.

Субъектами в рассматриваемом случае выступают физические и юридические лица. Граждане, которые привлекаются к административной ответственности, должны являться дееспособными и достигшими определенного возраста. Ответственность предусматривается с 16 лет.

За что могут привлечь к административной ответственности

Административная ответственность предусматривается за совершение деяния, которое включает в себя все элементы состава правонарушения. Рассматриваемые правонарушения посягают на общественные отношения, которые защищаются в законодательных актах.

Возможны ситуации, когда посягательство направляется на отношения, которые не урегулированы с правовой точки зрения, в таком случае административная ответственность не может применяться.

Привлечение к административной ответственности вместо уголовной

Законодатель закрепляет, что никто не может привлекаться два раза к ответственности за совершение одного и того же деяния. Это говорит о том, что при наличии постановления о возбуждении уголовного дела — административное производство не инициируется, а то, что было начато прекращается.

В противном случае нарушается принцип, закрепленный на конституционном уровне. На практике бывают случаи, когда вместо уголовной ответственности лицо привлекают к административной.

Данная ситуация может возникать, когда совершено деяние, относящиеся к категории преступлений небольшой тяжести.

Правоприменители считают, что в этом случае можно исправить виновного посредством применения к нему принудительных мер, которые не связываются с уголовным воздействием.

Статья 86 Уголовного кодекса говорит про освобождение лица от уголовного ответственности, при условии, что в дальнейшем он будет привлечен к административной.

Скачать для просмотра и печати:

Статья 86 Уголовного кодекса РФ «Судимость»

Тогда должны соблюдаться условия, что преступление небольшой тяжести, вред, который причинен в результате его совершения, возмещен. Также имеет значение обстоятельство, чтобы лицо привлекалось к ответственности впервые. Возраст виновного должен быть не менее 16 лет, а также должны иметься основания полагать, что лицо исправится за счет применения административного наказания.

Возместить причиненный вред можно посредством возвращения похищенных ценностей, имущества, либо выплатить их стоимость в денежном выражении. Возмещение распространяется и на моральный ущерб. Также виновный может загладить вину другим способом, например, принести свои извинения и прочее.

Инициатива на возмещение и заглаживание вреда может исходить как от виновного, так и от правоохранительных органов. Данный факт не отражается на применении рассматриваемой нормы.

Положения относительно достижения лицом шестнадцатилетия связываются с тем, что привлечение к административной ответственности происходит именно с этого возраста.

Для того чтобы принять решение о возможности применения указанной нормы к виновному, учету подлежит его характеристика, анализ данных. Правом освободить лицо от уголовной ответственности и привлечь к административной обладает только суд.

Данное правило прописано в статье 30 Уголовно-процессуального кодекса. Условием также является наличие возбужденного уголовного дела, по которому на следствии или дознании были установлены все обстоятельства, присущие совершенному деянию.

Вместе с освобождением от уголовной ответственности дело подлежит прекращению. Совершить такое действие не получится, когда виновный или пострадавшая сторона несогласны с ним.

Скачать для просмотра и печати:

Статья 30 Уголовно-процессуального кодекса РФ «Состав суда»

Статья 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях «Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении»

Статья 28.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях «Возбуждение дела об административном правонарушении»

Статья 28.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях «Прекращение производства по делу об административном правонарушении до передачи дела на рассмотрение»

Ответственность

Чтобы привлечь лицо к административной ответственности, первое, что требуется сделать — это доказать, что деяние было совершено.

При этом у виновного нет обязанности по доказыванию своей непричастности к инциденту, так как он может сослаться на конституционные положения о действии презумпции невиновности.

Когда в наличии имеются доказательства и свидетельства, способные доказать виновность человека — он будет привлечен к ответственности.

Административная ответственность не входит к разряду уголовных, по этой причине к виновному не применяется наказание, связанное с лишением свободы. Наступление такого вида ответственности связано с тем, что лицо не выполнило действия, обязанность по совершению которых у него имелась.

Как привлекают виновного

Для привлечения виновного лица к административной ответственности первое условие, которое должно соблюдаться — возбужденное административное дело. На законодательном уровне устанавливаются поводы, которые необходимы для его возбуждения.

Первым действием на практике становится оформление административного протокола.

Скачать пример протокола

Кто может привлекать граждан к административной ответственности

В Кодексе об административных правонарушения перечислен круг лиц, обладающих полномочиями на возбуждение административного дела. Также к их компетенции относится составление протокола об административных правонарушениях.

Список должностных лиц, которые могут составить административный, протокол содержится в статье 28.3 Кодекса об административных правонарушениях.

 Скачать для просмотра и печати:

Статья 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях «Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях»

Лицо, считается привлеченным к административной ответственности с момента, когда уполномоченным на то лицом вынесен соответствующий акт.

Наказание

В административном законодательстве перечисляются возможные виды наказаний, которые могут применяться к виновному в правонарушении лицу:

  • предупреждения, штрафные санкции, лишения специальных прав, которые предоставляются лицам;
  • могут конфисковать орудие или предмет, применяемые для совершения правонарушения;
  • виновного могут выдворить за пределы России. Такая мера применяется в отношении лица, не имеющего гражданства или иностранного гражданина;
  • применяются административный арест, приостановление деятельности, обязательные работы;
  • к виновному применима дисквалификация либо устанавливается административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

Процессуальные документы

Под процессуальными документами понимают акты, имеющие процессуальное значение, содержащие в себе действия и решения лиц, уполномоченных на ведение производства по административным делам.

В ходе производства могут выноситься различные виды решений, в том числе в виде протоколов, например, о досмотре вещей, о задержании и прочие.

Как оформляется факт совершения проступка

В Кодексе об административных правонарушениях указывается, что может рассматриваться в качестве поводов для возбуждения административного дела. Это значит, что именно посредством данных поводов фиксируется совершение правонарушения.

К числу поводов относят протокол об административном правонарушении, составленный компетентным лицом, заявления, сообщения граждан или организаций, материалы, дающие основание полагать о совершении правонарушения.

Какие документы может оформить виновный

Лицо, виновное в совершении правонарушения, имеет право обжаловать решение, вынесенное по делу. Данный документ подается в орган или должностному лицу, вынесшему постановление. Лицо, получившее жалобу, обязано в трехдневный срок с момента ее получения направить документ в вышестоящий орган либо вышестоящему должностному лицу.

Скачать пример жалобы

Можно подать жалобу в суд или орган, должностному лицу, которые правомочны ее рассматривать.

В жалобе необходимо указать:

  • орган или должностное лицо, которому документ адресован;
  • данные составителя, в том числе его фамилия, имя, отчество, адрес, где он проживает, телефон для связи;
  • кратко и лаконично излагается суть жалобы, указывается в чем, по мнению лица, состоят нарушения;
  • при наличии доказательств своей позиции, необходимо оформить их в качестве приложений;
  • в конце листа ставится дата составления и подпись.

Скачать для просмотра и печати:

Глава 30 Кодекса РФ об административных правонарушениях «Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях»

Также такое лицо наделяется правом заявлять ходатайства и отводы. Подаются эти акты лицу, в чьем ведении находится административное дело.

Рассмотрение

Подать жалобу на постановление, вынесенное по делу об административном правонарушении можно в десятидневный срок с момента, когда лицо получило копию постановления. Если срок пропущен, то по ходатайству виновного, он может быть восстановлен.

Рассмотрение ходатайств и отводов осуществляется незамедлительно лицом, которому подано.

Итоги рассмотрения

Относительно поданной жалобы могут быть вынесены такие решения:

  • об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
  • об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
  • об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных КоАП , а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
  • об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований;
  • об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

Результатом рассмотрения ходатайства или отвода становится удовлетворение или отказ в удовлетворении.

Досудебная, внесудебная и судебная стадии

Разрешение конфликта на внесудебной стадии предполагает, что стороны не обращались в правоохранительный орган и решили вопрос миром. Когда речь идет о досудебной стадии, то имеется в виду рассмотрение обращения уполномоченными на то органами — перед передачей дела в суд или в рамках установленной административной процедуры.

В ходе судебной стадии дело подлежит рассмотрению судьей.

Как решить вопрос миром

Изначально стоит сказать о том, что Кодекс об административных правонарушениях не предусматривает возможности решить спорный вопрос между сторонами мирным путем во время производства на судебной стадии. Это говорит о том, что решить вопрос о мирном урегулировании можно до обращения в компетентные органы.

Виновный, в зависимости от категории совершенного правонарушения, может загладить причиненный вред пострадавшей стороне. Это может выражаться в денежной выплате, принесении извинений и прочих условий, которые заявит пострадавший.

Что делать, если лицо, потерпевший не хочет решить вопрос миром

Когда потерпевший не желает урегулировать вопрос мирным путем, виновному ничего не остается, кроме как согласится с его решением, так как в противном случае можно только усугубить свое положение.

Когда инициируется административное производство

Инициирование административного производства связано с возбуждением дела. В этом случае роли не играет, к какой категории относится совершенное правонарушение, так как начальная стадия является общей для всех. Учитывается то, что производство представлено в качестве процедуры, носящей юридический характер — для возбуждения дела требуется оформить необходимую документацию.

Как подтвердить свою позицию

При изучении Кодекса об административных правонарушениях, можно увидеть, что в качестве доказательств по административным делам выступают фактические данные, являющиеся основанием, для вынесения уполномоченными органами решения относительно наличия или отсутствия события правонарушения в действиях лица.

 Скачать для просмотра и печати:

Статья 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях «Доказательства»

Виновное лицо может дать объяснения, в которых указывается его позиция относительно случившегося, также можно привлечь свидетелей, подать ходатайство о проведении экспертизы или представить вещественные доказательства, которые не участвуют в деле.

об административных правонарушениях

Источник: https://PravoNarushenie.com/instruktsii/podozrevaemye-i-pravonarushiteli-v-administrativnom-pravonarushenii

Примеры форм вины коап. Кто должен доказывать вину в административном правонарушении

Примеры форм вины коап. Кто должен доказывать вину в административном правонарушении

Субъективная сторона административного правонарушения это психическая сфера деятельности лица, совершившего административное правонарушение в связи с совершением им общественно опасного деяния.

Элементы субъективной стороны административного правонарушения могут быть обязательными (вина) или факультативными (мотив, цель). Вина – это сознательное, волевое отношение субъекта к совершенному им общественно опасному деянию и к наступившим последствиям, выраженное в форме умысла или неосторожности.

Деление вины на умышленную и неосторожную в административном праве применяется только в отношении юридических лиц.

Умышленная вина (лицо, совершившее административное правонарушение, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично).

Неосторожная вина (лицо, совершившее административное правонарушение, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть).

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Назначение административного наказания

ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Цель – предполагаемый результат, к которому стремится виновный; желаемые последствия, которые должны наступить в результате совершения административных правонарушений.

Мотив – осознаваемая причина, побуждающая виновного к совершению правонарушения, связанная с удовлетворением его потребностей.

Цели и мотивы могут выступать в качестве обязательного признака основного состава правонарушения, квалифицированного признака отдельных составов правонарушений, обязательств, отягчающих или смягчающих административную ответственность. Цели и мотивы правонарушений подлежат: доказыванию по делу об административном правонарушении; учету при определении меры и вида административной ответственности; анализу при изучении причин совершения правонарушения.

40. Соучастие в административном правонарушении

Соучастие в административном правонарушении является но¬вым и важным институтом административно-деликтного права. Он впервые нашел правовую регламентацию в статье 2.4 КоАП 2003 г. Рассматриваемый институт перенесен из уголовного права, где он существует давно и получил надлежащую теоретическую разработку.

В соответствии с частью 1 статьи 2.4 КоАП Республики Беларусь соучастием в административном правонарушении признается умышленное совместное участие двух или более физических лиц в совершении правонарушения.

Наличие рассматриваемого института помогает определить круг лиц, не являющихся исполнителями административного пра¬вонарушения, но принимающих участие в его совершении и несу¬щих ответственность вместе с исполнителями за совершенное деяние.

Соучастие можно рассматривать своеобразной формой проти¬воправной деятельности.

Оно характеризуется объективными и субъективными признаками, прямо вытекающими из правового определения соучастия: участием в совершении правонарушения двух и более фи¬зических лиц; совместным участием в совершении правонарушения; умышленной виной всех участников в совершении правона- рушения.

К объективным признакам относятся: участие двух и более физических лиц; совместная деятельность этих лиц, направленная на совершение одного и того же административного правонаруше¬ния. Субъективная сторона соучастия характеризуется умышленной виной каждого соучастника.

Каждый соучастник понимает и сознает характер своего деяния, то, что оно является частью правонарушения, желает вместе с другими участвовать в совершении этого правонарушения, представля¬ет наступление его общего результата. Таким образом, соучастие возможно только при совершении умышленных административных правонарушений.

Совместная деятельность двух и более лиц в совершении пра¬вонарушения характеризуется согласованностью деяний всех участников. Действия одного лица дополняют действия другого. В этой связи можно ска¬зать, что соучастие в правонарушении является осознанным сгово¬ром двух и более лиц о совершении конкретного правонарушения.

Виды соучастников

Часть 2 статьи 2.4 КоАП различает три вида соучастников: исполнителя, организатора и пособника. Виды соучастников опре¬деляются в зависимости от роли, выполняемой каждым из них в осуществлении единого деяния.

Исполнителем-признается физическое лицо; непосредственно совершившее административное правона¬рушение; либо непосредственно участвовавшее в его совершении совместно с другими физическими лицами, либо совершившее административное правонарушение посредством использования других физических лиц, не подлежащих в силу закона административной ответственности. Организатор-физическое лицо, организовавшее совершение административного право¬нарушения или руководившее его совершением. Организация совершения правонарушения – это привлечение соучастников, создание группы соучастников, инструктирование их, распределение ролей и т.п. Пособник-физическое лицо, содействовавшее совершению административного правонарушения советами, указа¬ниями, предоставлением информации, орудий или средств для со¬вершения административного правонарушения, устранением препятствий или оказанием иной помощи.

Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица. Любые смягчающие вину лица обстоятельства или несогласие лица с какими-либо действиями лучше сразу занести в протокол, чтобы в последствии иметь меньше проблем с подтверждением соответствующих обстоятельств. Положения статьи 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

Кто должен доказывать вину лица, совершившего административное правонарушение

В соответствии с данными положениями при привлечении к административной ответственности за нарушение правил ПДД обязанность доказывания вины владельца транспортного средства будет лежать на сотрудниках ГИБДД, кроме случаев фиксации указанных правонарушений специальными техническими средствами, при указанных обстоятельствах обязанность представить доказательства своей невиновности будет лежать на владельце транспортного средства. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых лицо, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Кто должен доказывать вину в административном правонарушении

Источник: https://www.auturs.ru/drivers-license/examples-of-forms-of-guilt-cop-who-should-prove-the-guilt-of-an-administrative-offense.html

Юрист-эксперт
Добавить комментарий