Способы смертной казни в древнем риме. Наказания в Древнем Риме: виды

Как наказывали римских солдат?

Способы смертной казни в древнем риме. Наказания в Древнем Риме: виды
steissd

Едва ли можно считать легионера идеальным воином — как и всякий человек, он мог иметь склонность смухлевать (да и вообще, офицерская мудрость гласит, что куда солдата ни целуй — везде ж**а, и когда стране нужны герои, п***а рождает му**ков, так что лучше обращаться с ними строго). Но чтобы это не приняло массового характера и не отразилось на боеспособности древнеримских Heeres, их за это подвергали наказаниям. Каким?

Армия Рима представляла собой великолепный боевой механизм. Легионеры были прекрасно обучены, отлично экипированы, их вели в бой опытные военачальники. Однако колоссальные успехи римлян нельзя объяснить только тренированностью и оснащенностью легионеров.У римской армии было то, чего не было у других, даже самых развитых народов. Это «тайное» оружие называлось — дисциплина.

Только настоящая воинская дисциплина могла спаять легионеров в устрашающую боевую машину. Ни в одной армии древнего мира дисциплина не была столь суровой, а повиновение военачальникам таким беспрекословным как в римских войсках.

Сами римляне по праву считали дисциплину основой всех своих военных успехов, называли ее главной гордостью, оплотом и вернейшим стражем своей державы.Дисциплина в римской армии была основана на огромной власти военачальника и беспощадной суровости наказаний. Полководец имел право практически неограниченно распоряжаться жизнью и смертью своих легионеров.

Военачальник мог подвергнуть телесным наказаниям или казнить даже высших командиров самого знатного происхождения. От консулов, которые в период республики осуществляли верховное командование, такая же непререкаемая власть распространялась и на нижестоящих командиров.

Это наказание, а точнее сказать казнь, была наиболее жестоким средством поддержания дисциплины и даже самими римлянами считалась крайним средством. Этой казни подвергали не отдельных лиц, а целые подразделения, легион, а иногда и несколько легионов.

Казнь налагалась за трусость перед лицом противника, позорное бегство с поля боя или злостное неподчинение приказам высшего военачальника.Заключалась процедура децимации в том, что в провинившемся отряде по жребию отбирали каждого десятого солдата. Затем, тех легионеров, на кого пал жребий, перед строем всего войска забивали на смерть камнями или палками.

Остальные солдаты наказанного отряда, которых миновал несчастливый жребий, подвергались воздействию позорящего наказания, им вместо пшеницы выдавали для еды ячмень, а также приказывали ставить свои палатки вне воинского лагеря. Позор для оставшихся в живых состоял в том, что, по мнению римлян, пища из ячменя полагаюсь не свободным людям, а животным и рабам, т.е.

человек подвергшийся такому наказанию, как бы временно утрачивал свой высокий социальный статус воина и гражданина и перемещался на уровень скота.Как пример, приведу случай, когда децимации подвергались целые воинские подразделения.

Во время войны с восставшими рабами под руководством гладиатора Спартака, римские легионы потерпели несколько позорных поражений.

Получивший командование разбитой армией Марк Красс (не путать с Карлом Марксом — прим. steissd) счел необходимым децимировать бежавшие с поля боя легионы, дабы его солдаты боялись своего полководца больше чем врагов-гладиаторов и несколько раз подумали, прежде чем обратиться в бегство. Надо сказать, что своей цели Красс достиг, стойкость его легионов существенно возросла и в конце концов армия восставших потерпела полное поражение.

Следует заметить, что римские полководцы не всегда хотели терять каждого десятого солдата из провинившегося подразделения. В таких случаях применялась казнь каждого двадцатого и сотого легионера. Нельзя не упомянуть о случае, когда проигравшие битву легионы сами, добровольно, требовали подвергнуть себя этому суровейшему наказанию.

По свидетельству Юлия Цезаря, его легионеры были так пристыжены после поражения от войск Помпея в битве при Диррахии (и им было от чего умирать со стыда — в той битве ветераны Цезаря панически побежали под ударом войск Помпея, состоящих в основном из молодых солдат), что стали требовать от своего императора, дабы тот децемировал их.

Цезарь, однако, слишком ценил своих бойцов и не захотел воспользоваться этим предложением, а наказал только знаменосцев, побросавших свои знамена.Это самое распространенное наказание за серьезные проступки налагаемое индивидуально, на конкретных лиц. Фустуарий представлял собой избиение виновного солдата камнями или папками. Историк Полибий оставил нам описание этой экзекуции.

Вот как она проходила:«Трибун берет палку и ею как бы только касается осужденного; вслед за этим все легионеры бьют его камнями и палками. Наказуемых забивают большею частью тут же, в самом лагере, а если кто-нибудь и выходит еще живым, то не на радость себе.

Да и какая ему радость, если возврат на родину ему не дозволен, и никто из родственников не осмелится принять такого человека к себе в дом. Поэтому раз постигло кого подобное наказание, он погиб бесповоротно».Как видно из этой цитаты, как и в случае с децимацией, этот вид наказания имел продолжение и после самой экзекуции и не заканчивался на самой процедуре фустуария.

Выжившего ждало вечное изгнание, без права возвращения на родину к своим родным и близким.Смертью карались трусость, измена, шпионство, неповиновение начальству, возмущение к неповиновению других солдат. Чаще всего преступнику рубили голову топором или мечом. Казнь производилась за пределами лагеря.

В соответствии с законом вырывали яму определенной длины и глубины, в которую ставили преступника, Далее следовал звук трубы, и особо назначенные солдаты приводили в исполнение приговор в присутствии трибунов и центурионов. Казненного хоронили тут же. Так обстояло дело, если наказанию подлежал один человек или небольшая группа лиц.

Но вот если осужденных на смерть было много, то тогда для этого наказания не было определенной обычаем формы смерти.Вероятно, не было и определенного сопутствующего ритуала и похоже, что все зависело от воли того, по чьему приказу проводилось это мероприятие. Вот несколько примеров:Массовое уничтожение постигло четырехтысячный легион, посланный против Пирра защищать город Региум.

Вместо исполнения приказа легион сам овладел этим городом, избил в нем жителей, провозгласил свою независимость и таким образом совершил акт дезертирства и государственной измены. Десять лет спустя, когда Пирр покинул Италию, остатки возмутившегося легиона были взяты в плен и отведены в Рим, где ежедневно казнили из них по пятьдесят человек, пока не истребили всех.

Никакой жалости к изменникам римляне не проявили.

Не знали пощады римляне и к перебежчикам в неприятельский лагерь. Несмотря на их количество, всех предавали мучительной смерти. Однажды триста семьдесят дезертиров достались в руки Фабию Максиму. Он отправил их в Рим. Там их жестоко избивали, затем сбросили с Тарпейской скалы. Марцелл взял в плен в Сицилии до двух тысяч перебежчиков.

Их сначала секли розгами, после чего отрубили всем головы. Та же участь постигла перебежчиков из римских союзных войск, которые после битвы с карфагенянами при Заме были выданы обратно Сципиону. Не менее жестоко поступил с перебежчиками Павел Эмилий (опять же не путать — на сей раз с Пашей Эмильевичем — прим. steissd) после своей победы над македонским царем Персеем. Он велел всех их бросить под ноги слонам, которые растоптали их…

Эта разновидность наказаний применялась гораздо чаще, чем упомянутые выше. Цель этих дисциплинарных воздействий заключалась в том, чтобы, выставив провинившихся в смешном или унизительном положении, пробудить в них чувство стыда.

Проявившим трусость легионерам военачальник мог, например, приказать стоять босиком, без пояса, в одной нижней рубахе а центре лагеря, иногда с куском дерна или жердью в руках, копать ненужные канавы или носить взад и вперед камни.

Рассказывают, что когда один из легионов отказался идти в тяжелый поход, консул приказал мятежникам выйти без оружия и поясов, окружил их своими вооруженными легионами и велел рубить солому на виду у всего войска.

Как можно заметить, и здесь имеет место временное понижение социального статуса виновного, которого заставляли заниматься несвойственной и нелепой работой и кроме того, как бы временно исключали из числа мужчин, ведь солдатская рубашка, не подпоясанная воинским поясом, свисала ниже колен, что делало ее похожей на женскую одежду.

Намек здесь налицо: ведь и в наши дни очень немногие мужчины без стыда согласятся переодеться в женское платье, а уж что должны были чувствовать легионеры в те времена…Интересно то, что римляне отличались известным демократизмом в применении наказаний этого вида и в случае необходимости его жертвами с равной легкостью становились как простые воины, так и военачальники.

Это прекрасно подтверждают два эпизода из биографии знаменитого римского полководца Домиция Корбулона во время действий подчиненных ему войск в горной Армении. Некий Пакций Орфит, командир части вспомогательных войск в армии Корбулона, нарушил недвусмысленный приказ командующего, запрещающий атаковать противника и отдал приказ о наступлении.

Армяне, бывшие в тот момент врагами римлян, выстояли и ответным ударом обратили римлян в паническое бегство, причем паника распространилась и на войска римлян не участвовавшие в этой стычке. Корбулон, дабы примерно наказать беглецов, распорядился чтобы беглецы, вернувшиеся к основной армии, с этого момента разбивали свои палатки только за оградой лагеря.

Это было позорно, ибо такое символическое унижение применялось обычно к тем подразделениям, которые пережили процедуру децимации.

В другой раз Корбулон обнаружил, что некий Эмилий Руф, являвшийся префектом в частях вспомогательной кавалерии, мало того, что довел дело до того, что его отряд бежал с поля боя, так еще и не заботится о снабжении своих людей надлежащим вооружением и снаряжением.

В качестве наказания Корбулон приказал этому Руфу явиться к палатке командующего, а затем велел своим ликторам раздеть того донага. Голый .и униженный, Руф был принужден стоять по стойке «смирно» до тех пор, пока полководец не смилостивился и не отпустил его.

С большей или меньшей периодичностью применялись:— денежный штраф или частичная конфискация добытых трофеев;— временное лишение оружия;— военные упражнения с поклажей;— знаменитая порка центурионами легионеров виноградной лозой.

Жезл из виноградной лозы — витис, давал центуриону право наказывать римских граждан, и эта власть была такова, что изображение именно этого атрибута обозначает соответствующий чин.

Центурион и витис — понятия нераздельные, по свидетельству Тацита, одного из центурионов солдаты прозвали «Подай другую», так часто этот зверюга ломал свои жезлы о спины подчиненных (надо сказать, что «благодарные» подчиненные припомнили ему его прегрешения перед ними и во время бунта закололи окончательно доставшего их центуриона).

Судя по всему, центурион сам определял тот момент, когда ему нужно было «взбодрить» подчиненных ударом витиса, ничье разрешение для этого ему не требовалось и если он считал, что подчиненный нерадив, то бедолага, по словам римского поэта Ювенала:«… по башке получал суковатою палкой, если ленилась кирка и медленно шло укрепление».

Нужно добавить, что такие удары не считались позорящими честь воина.

— публичная порка перед центурией когортой или целым легионом — гораздо более позорное наказание;— сокращение жалованья;— исправительные работы;— разжалование по чину или по роду войска;Разжалование по роду войска означало перевод в менее престижный род войск: например, из легиона — во вспомогательные войска, из конницы — в пехоту.

Для подвергнутого наказанию воина все это сопровождалось немалым позором. Однако, известны и случаи, когда о таком переводе совершенно добровольно просили старые и заслуженные бойцы.

Это происходило тогда, когда их собственное подразделение подвергалось такому унизительному разгрому или столь себя запятнало, что нахождение в его рядах само по себе сулило немалый урон для воинской чести — было предпочтительнее уйти самому, пусть даже и с понижением в звании, чем оставаться среди тех, кто опозорил себя;— позорное увольнение со службы без наград и привилегий (которое иногда постигало целые отряды); налагавшаяся как на целые воинские части, так и на отдельных воинов в случае проступков, при наказании за которые можно было избежать смертной казни. В случае целых подразделений позорная отставка сопровождалась так называемым забвением памяти, которое выражалось в уничтожении любых официальных письменных упоминаний о данной воинской части. Любопытно, что подлежали уничтожению даже казармы подразделения, подвергнутого децимации, позорной отставке или разгромленного в бою.К примеру, прославленный X Легион, прекрасно проявивший себя в армии Цезаря (этот легион был своего рода личной гвардией — «преторской когортой»), был с бесчестием распущен по приказу Октавиана Августа за свою непокорность и склонность к бунту. То же приключилось и с III Галльским легионом в правление Элагабала, и с III Августовым легионом (в 238 г.); последний выступал против Гордиана I и Гордиана II в Африке, поэтому Гордиан III, внук первого и племянник второго, признанный императором римским сенатом, решил наказать соединение, способствовавшее гибели его деда и дяди.Индивидуальное увольнение было не менее тяжкой карой. Во времена республики этот процесс происходил так: военачальник вызывал из строя подлежащего исключению и объявлял ему: «Ты мне больше не нужен». Солдат слагал оружие, военные атрибуты и знаки отличия, даже снимал обувь. После этого он на всю жизнь считался обесчещенным. Он не мог занимать никакой общественной должности, не имел права жить не только в Риме, но и не находил себе приюта на родине. Этот позор был так велик, что его нелегко переносили даже христиане, которые подвергались ему из-за своей веры. Были случаи, когда они вновь возвращались к язычеству, лишь бы остаться в армии.

Источник.

?

|

steissd

Переводить — так с музыкой. Всё, что попадёт под руку.

Как известно, после обретения Украиной независимости, на украинский язык начали переводить всё, даже то, что во всём мире никогда не переводится. Этот случай произошёл в украинской организации аналогичной нашей УФМС, то там где выдают загранпаспорта.

Из кабинета вылетает разъярённый мужик, с воплями, что он всех засудит, взыщет немереный моральный ущерб и будет писать в ООН. Сотрудницы и начальство пытаются его успокоить, народ в коридоре пытается выяснить причину такого гнева.

На что мужик орёт: «Моя фамилия — Луковка, слышите, Луковка! А вы мне в паспорте что написали? ЦИБУЛЬКА! А если я в Италию приеду, что стану — ЧИПОЛЛИНО!»

Источник.

Источник: https://steissd.livejournal.com/3154887.html

Из истории пыток: как человеческое общество наказывало своих нерадивых членов

Способы смертной казни в древнем риме. Наказания в Древнем Риме: виды

Ацтеки кололи иглами кактусов непослушных детей, в Китае за измену родине пускали в ход «укусы морской щуки», а в Древнем Риме брат мог наказать сестру, занявшись с ней сексом. Как человеческое общество наказывало своих нерадивых членов?

Ацтеки

Применение высшей меры наказания у ацтеков не было редкостью. Смертью карались не только серьезные преступления, такие как убийства и изнасилования, но и колдовство, клевета и нарушение общественного порядка.

Эти суровые жители гор прославились строгостью по отношению к собственным отпрыскам. Разнообразием социальных ролей ацтеки не баловали: мальчиков с младых ногтей учили быть хорошими воинами и охотниками, девочек — хорошими женами и матерями. Ничего другого не дано — разве что особо избранным вроде детей знатных особ, которые могли выбрать себе профессию жреца, сановника или военачальника.

Казни могли подвергнуться даже дети, не достигшие десятилетнего возраста.

В первые годы жизни, впрочем, к детям относились вполне снисходительно, ограничиваясь лишь нравоучениями.

И лишь когда отпрыску исполнялось шесть лет, в свои права вступала четко продуманная система наказаний. В дело шло все: розги, плети, но в первую очередь красный перец.

Мешика (так себя называли ацтеки) были настолько суровы, что заставляли свой «генофонд» дышать над костром, в который подкидывали перец.

Видов казни было несколько: побивание камнями, выпускание внутренностей, прокалывание иглой кактуса, обезглавливание или вспарывание грудной клетки.

Иногда перцем мазали глаза. За вранье или просто били, или прокалывали губу иглой от кактуса, которая к тому же была горькой. Вынимать ее не разрешалось.

Нарушения каких-то правил и другие серьезные провинности карались не только болью, но и унижением: ребенка оставляли ночевать на улице в грязи или в луже. За прогуливание уроков обривали головы.

Кстати, школу посещали дети из любых сословий, но для девочек и мальчиков, так же как для детей простолюдинов и знати, школы были разные: дома молодежи (тельпучкалли), куда принимали с 15 лет, и школы знатных (кальмекак).

Древний Рим

Распространенным видом казни было сбрасывание со скалы или в каменоломню.

Изначально в Вечном городе, вероятно, существовал только один вид наказания — смертная казнь. Она также могла рассматриваться и как жертвоприношение тем богам, которых «обидел» преступник.

Немецкий историк Теодор Моммзен писал: «Его (преступника) приковывали к столбу, раздевали и пороли; затем клали на землю и обезглавливали топором.

Эта процедура четко соответствует убийству жертвенного животного и обусловлена священным характером первобытных казней».

Смертная казнь с использованием животных.

И дальше, несмотря на относительный гуманизм римского общества, с преступниками особо не церемонились. Только вырос ассортимент наказаний.

За воровство зерна обезглавливали, за убийство свободного гражданина, родственника или женщины топили в мешке — вместе с несколькими животными: змеями, петухом, обезьяной или собакой, за измену государству, или в случае рабов — за кражу, сбрасывали со скалы, за непогашенный долг разрубали тело на части, рабов — за почти любую провинность (не всегда, а лишь по прихоти хозяина) бросали на съедение миногам или муренам, за поджог сжигали, превращая несчастных в знаменитые «живые факелы», которые, вероятно, были частым явлением при правлении императора Нерона.

Смертная казнь с использованием животных применялась преимущественно для расправы с ранними христианами, благодаря чему, наряду со смертью на кресте, стала одной из самых известных причин мученической кончины христианских святых. С принятием империей христианства практика сохранилась против других преступников и была окончательно отменена лишь в 681 году.

При этом любому виду казни, даже самому жестокому, неизменно предшествовала мучительная порка. Иногда, впрочем, удавалось обойтись без летального исхода. Брат, например, имел законное право наказать сестру за непослушание, применив сексуальное насилие.

Стандартным способом казни в Древнем Риме было удушение, а Тарпейская скала использовалась только для выполнения приговора по самым громким и сенсационным делам. Факт сбрасывания со скалы накладывал клеймо позора не только на казненного, но и на последующие поколения его семьи. Репутация в общественной жизни Рима играла важнейшую роль.

Китай древний и не очень

Казни в древнем Китае отличались особой жестокостью.

По части самых извращенных наказаний Китай, безусловно, лидирует. В I веке до н. э. для преступников, совершивших одно и то же злодеяние, могли быть применены совершенно разные способы наказания, которые зависели от «творческих способностей» судьи.

Самыми распространенным было отпиливание стоп (сначала только одной, но если преступник попадался во второй раз — и второй), выбивание или высверливание коленных чашечек, отрезание носа или ушей и клеймение.

Помимо прочего «назначали» разрывание тела двумя или четырьмя колесницами, выламывание ребер, варение в кипятке, распятие (человека просто ставили на колени, привязывая руки к кресту из палок, и оставляли «жариться» на солнце), кастрация, после которой человек, как правило, умирал от заражения крови. Не менее популярным было закапывание в землю заживо — особенно часто этот метод практиковали по отношению к пленным.

Наказание провинившегося в Китае. Приблизительно 1900 год.

Во времена правления династии Тан — в VII столетии н. э. — в права вступило законодательство, просуществовавшее почти без изменений вплоть до начала прошлого века.

Тогда утвердили вариант казни «осуществление пяти видов наказаний», когда человека сначала клеймили, затем отрубали все конечности, потом забивали палками, а затем отрезали голову, чтобы выставить ее на рыночной площади.

За особо тяжкие провинности наказывали не только самого преступника, но вырезали всю семью — от отца и матери до жен, братьев и сестер с их супругами и детьми. В общем, чудовищно.

Приговоренные к казни.

Китайские казни всегда были долгими и пыточными. За измену Родине и отцеубийство вплоть до 1905 года применялась «смерть от тысячи порезов», или «укусы морской щуки».

Жертву накачивали опиумом (чтобы снизить болевой шок), раздевали донага, выводили на площадь и привязывали к столбу. А потом, вооружившись пилами и ножовками, отрезали от несчастного небольшие куски кожи.

Как правило, человек умирал, не дождавшись окончания казни.

«Укусы морской щуки» — самая страшная казнь в мире.

А вот тюрем у китайцев не было — слишком дорогое удовольствие.

На Руси

Несмотря на садизм Ивана Грозного, который активно практиковал пытки на дыбе, четвертование, массовое утопление людей, «посажение» на кол и жжение огнем, известным затейником по части наказаний был Петр I. Правда, его система, прописанная в Воинском уставе, далеко не всегда предусматривала смерть виновного.

Одним из самых распространенных видов «вздрючки» было хождение по кольям, оно же — и самым болезненным. Назначалось оно за нарушение закона, воровство или неуплату долга. Человек разувался и босыми ногами ходил по острым деревяшкам.

Не менее популярным было клеймение железом — буква, отпечатанная на щеке, руке, плечах или икрах, означала первую букву совершенного человеком преступления.

Практиковалось обрезание ушей, отсечение руки, пальцев, вырывание языка или ноздрей — такие меры предусматривались за неоднократные или особо тяжкие преступления, а также правонарушения по отношению к знатным людям.

Очень часто применялась порка, особенно в отношении несовершеннолетних или взрослых — за мелкие преступления. Били кнутом, батогами (палками), розгами. Практиковали прогон осужденного через строй солдат, вооруженных шпицрутенами (длинными гибкими прутьями). И лишь к началу XX века телесные наказания во всех общественных институтах — от тюрем и армии до школы — были постепенно упразднены.

Источник: moya-planeta. 

Источник: https://cameralabs.org/10925-iz-istorii-pytok-kak-chelovecheskoe-obshchestvo-nakazyvalo-svoikh-neradivykh-chlenov

Фустуарий, децимация и позор — как наказывали в армии Древнего Рима

Способы смертной казни в древнем риме. Наказания в Древнем Риме: виды

Древнеримская армия более тысячи лет расширяла границы империи и держала в повиновении вассальные провинции. Численность многонационального войска составляла от 100 тысяч до 300 тысяч воинов.

Своими успехами Рим был обязан талантливым полководцам, жесткой стратегии и беспрекословному соблюдению дисциплины. Система наказаний поддерживала высокую боеготовность армии. Легионеры не боялись врага, гораздо опаснее было подвергнуться наказаниям в лагере.

Д. Рава. Легионеры

Победителей тоже судят

Невыполнение приказа, трусость или побег карали без поблажек — секли розгами и лишали головы. Известен случай, когда сын полководца пошел в разведку и вместо того, чтобы вернуться с донесением, напал на неприятеля, одержал победу и доложил об успехе отцу. Как ни просили полководца смягчить кару, тот повелел наказать сына по всей строгости.

Изменники, шпионы и мятежники заслуживали смертной казни. Легионера ожидала смерть от рук сослуживцев, если он покинул пост или уснул во время караульной службы, потерял боевое оружие, струсил или попался на воровстве. Побег из лагеря и дезертирство в бою в равной степени жестоко наказывали — сбрасывали со скалы, затаптывали слонами.

Фустуарий и децимация

Смертный приговор выносил трибун, дотрагиваясь прутом до плеча виновного. После этого легионеры забивали преступника розгами, камнями или палками. Фустуарий для командиров был менее болезненным: порка розгами.

Если дисциплину нарушали целым подразделением, то наказывали каждого десятого, реже — каждого двадцатого или сотого. Самая распространенная казнь по жребию называлась децимация, от слова «десяток». Были и щадящие наказания, например, ограничение пайка, снижение жалования или тяжелые работы.

Тем, кто избежал казни по жребию, полагалось позорное наказание. Однажды легионы Цезаря дрогнули перед войсками Помпея. После этого они просили Цезаря подвергнуть их децимации, но Цезарь всегда был добр к легионерам и отказался из наказывать.

Виновный подлежал вечному изгнанию и не мог вернуться домой. Никто из родственников не решился бы дать ему кров.

Наказание позором

Чтобы пристыдить воина, применялись позорные наказания, например, стояние перед строем без армейского пояса, в одной лишь тунике. Известно, что одного из римских военачальников наказали позором лишь за то, что он использовал солдат не по назначению: дал приказ охранять знатного римлянина во время охоты.

Строй легионеров. Реконструкция

Если группа солдат или подразделение заслужили позорное наказание, у них отнимали знамя, отбирали пояса (тогда туника выглядела, как женская одежда) или размещали их палатки возле пленных или скота. Командиров понижали в звании или переводили в менее престижные рода войск, например, в пехоту из кавалерии.

Виновные переносили камни, сутками стояли босиком или без оружия, копали никому не нужные канавы или выполняли упражнения с поклажей.

Ограничение пайка

Солдатам, избежавшим казни, в меню заменяли пшеницу ячменем — едой для скота. Таким образом воин лишался достоинства и приравнивался к животному. Среди материальных наказаний был штраф, конфискация трофеев и снижение зарплаты.

Песценний, когда солдаты украли курицу, повелел отобрать у них серебряную посуду. Им выдали деревянные приборы, вместо хлеба они питались сухарями, а вместо вина пили уксус. Им запретили есть еду, приготовленную на огне, а чтобы они не ослушались, приставили надсмотрщиков. К унизительным наказаниям относились порка виноградными лозами, розгами, и — самое позорное — публичная порка розгами.

Уклонисты и мародеры

Тех, кто пытался избежать службы, ожидала конфискация имущества, тюрьма или рабство. Один легионер хотел избавить своих сыновей от военной службы и искалечил им руки. Узнав об этом император повелел продать в рабство отца.

Легион отправляется в поход. Реконструкция

За воровство или членовредительство нарушителя прогоняли сквозь строй. И каждый наносил ему дубинкой палкой. После унизительного наказания преступник терял уважение товарищей и больше никогда не повторял проступка.

«Ты мне больше не нужен»

Когда Цезарь сказал так своим воинам, суровые вояки рыдали. Фраза «больше не нужен» означала увольнение. Легионеры сдавали оружие, военные доспехи, даже сандалии.

Утрата знаков отличия приравнивалась к утрате чести. Уволенный солдат не мог занимать должности и терял право на проживание в Римской империи.

Некоторые христиане-легионеры возвращались в язычество, лишь бы не быть изгнанным за пределы родины.

Император Констанций, чтобы солдаты не дезертировали, запретил им отпуски. Если дезертира укрывал гражданин низкого происхождения, его казнили, знатных укрывателей ожидала ссылка.

Сильное государство — сильная армия

Когда начались нарушения среди командиров, солдаты тоже вышли из-под контроля: грабили население, занимались вымогательством. Одни говорят, что с разложения армии началось падение империи, другие утверждают, что армейская система отражает ситуацию в государстве. Как бы там ни было, но за низкой дисциплиной последовали поражения.

А. МакБрайд. Битва при Алезии

Римляне понимали, что вынужденная дисциплина не так крепка, как сознательная организованность. Полководцы выступали с речами перед легионерами, поднимали боевой дух.

А солдаты знали, что земли, присоединенные к Риму, будут справедливо разделены.

По одной трети приходилось на долю у государства, на продажу и передавалось неимущим, в том числе воинам, выходящим в отставку.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a74a05057906a2d34a8acb0/5b30ada9bf667300a99b1a95

Беседы с палачом. Казни, пытки и суровые наказания в Древнем Риме (2)

Способы смертной казни в древнем риме. Наказания в Древнем Риме: виды
– Беседы с палачом. Казни, пытки и суровые наказания в Древнем Риме 558 Кб, 180с. (скачать 2) – Геннадий Исаакович Тираспольский

Настройки текста:

Цвет фоначерныйсветло-черныйбежевыйбежевый 2персиковыйзеленыйсеро-зеленыйжелтыйсинийсерыйкрасныйбелый Цвет шрифтабелыйзеленыйжелтыйсинийтемно-синийсерыйсветло-серыйтёмно-серыйкрасный Размер шрифта14px16px18px20px22px24px Насыщенность шрифтажирный Ширина текста400px500px600px700px800px900px1000pxПоказывать менюУбрать меню Памяти всех невинно павших от рук палачей и террористов

Ликует буйный Рим… торжественно гремит

Рукоплесканьями широкая арена:

А он — пронзённый в грудь — безмолвно он лежит

Во прахе и крови скользят его колена…

(М.Ю.Лермонтов).

…нет зверя свирепее человека, совмещающего в себе дурные страсти и власть.

(Плутарх).

Прорвалось наружу вдруг всё то, что до сих пор таилось внутри; произошла противоестественная перемена с сенаторами, консулами, преторами, трибунами, кандидатами на все эти магистратуры или состоявшими в этих должностях; теперь они бросались к ногам своих рабов с рыданьями, называли слугу спасителем и господином.

(Аппиан).

Задыхаясь, с холодным потом на челе, читал я страшную повесть.

(А.И.Герцен).

Предания умалчивают о том, кто первым применил казнь как средство «укоризны» ближнего своего. Однако не подлежит сомнению, что казни, пытки и другие виды убийств и издевательств — одно из тех мрачных изобретений человечества, которые издавна сопутствовали его истории.

«Есть одно только благо — знание и одно только зло — невежество», — учил Сократ.[1] В наши дни, когда из чрева разнузданного невежества, оголтелого шовинизма и религиозной исступлённости народился монстр международного терроризма, как никогда важно осмыслить исторический опыт применения казней, пыток и прочих видов истязаний, в конечном счёте вскормивших эту кровожадную гадину.

Особенно поучительно такое осмысление на правовом и историческом материале Древнего Рима, юридическая система которого легла в основу современного европейского права и по сей день служит неиссякаемым источником для мыслящих правоведов.

Разностороннее освещение событий минувшего необходимо россиянам как воздух. Их психика длительное время усердно обрабатывалась подрумяненной краснофонарной псевдонаукой и сноровистыми пропагандистскими холуями тоталитарного режима.

«Результат — глубоко искажённое историческое сознание общества. Подлинное знание подменено мифами. Всё это — симптомы глубокой болезни общественного сознания, ибо без открытого взгляда на историю оно обречено оставаться искажённым».

[2]

Обращение к избранной теме необходимо ещё и потому, что в существующей справочной, научной и учебной литературе казни, пытки и другие наказания, применявшиеся древними римлянами, либо не освещены совсем, либо рассмотрены отрывочно, бегло и бессистемно (см., напр.,[3] .[4]

Некоторым исключением из этого являются исследование А.Ф.Кистяковского,[5] справочник М.Бартошека «Римское право»[6] и учебник О.А.Омельченко,[7] где сделана попытка упорядочить такие сведения, а также «Энциклопедия смерти» А.П.

Лаврина,[8] в которой, наряду с перечислением разновидностей смертной казни в Древнем Риме, описаны свирепые подробности некоторых из них.

Однако и в этих трудах классификация и степень полноты соответствующего материала далеко не совершенны, а освещение казней иногда производится с фактическими ошибками.

Отмеченные обстоятельства не только обедняют наши сведения об истории Древнего Рима, но и порождают досадные заблуждения. Так, например, в одной добротной книге по истории Средневековья, содержится мысль (как мы увидим, ошибочная), что средневековые истязания по своей жестокости намного превосходили древнеримские (см..[9]

Колоритные черты древнеримского быта, относящиеся к нашей теме, рассеяны в произведениях античных авторов. Такие сведения также требуют упорядочения и в ряде случаев — разъяснений и уточнений.

Указанные обстоятельства определили ближайшую цель нашей работы — выявить и систематизировать с возможной полнотой сведения о древнеримских казнях, пытках и суровых наказаниях, воспроизвести их описание в трудах древнеримских авторов, дать им по возможности адекватную правовую и нравственную оценку.

Читатель легко заметит, что изложенная в 1-й главе классификация древнеримских казней построена не на одном, а на нескольких основаниях: степень жестокости казней, их правовая обусловленность, технические особенности казней, их социальная приуроченность и др.

Хотя наличие нескольких пересекающихся оснований далеко от идеала формальной логической стройности, такая (так называемая естественная) классификация, как представляется, и ближе к древнеримской исторической действительности, и даёт возможность вынести нравственную оценку карательным действиям, что бывает порой важнее, чем сама их сортировка и описание.

Разумеется, наша классификация не претендует на бесспорность и, как всякая коллекция, способна быть в дальнейшем расширена и уточнена.

Поскольку казни, пытки и суровые наказания в Древнем Риме нередко сопровождались изуверствами и издевательствами, а по способам и последствиям применения порой не отличались от первых, мы рассматриваем и эту группу явлений.

Нагромождение ужасов в нашей книге — не дань потаённому мазохизму или попытка произвести дешёвую сенсацию.

Каждая казнь, каждая пытка, каждое издевательство и изуверство, даже в массовых масштабах и даже по высочайшему повелению коллегиальных органов — всегда дело рук конкретных палачей и мучителей, как бы они ни таились под маской, капюшоном или псевдонимом.

Стало быть, каждый из них лично ответствен за то, что необозримый ряд безвременных могил расширился, а круг живущих людей трагически сузился.

Из сферы кровавой обыденности мы выходим здесь на простор философско-нравственных исканий, среди которых самыми жгучими являются, пожалуй, мысли об индивидуальном переживании бытия,[10] персональности исторического процесса ,[11] ,[12] о нравственной причастности личности к всечеловеческим деяниям[13] и осознании личностью её исторической ответственности вопреки обезличивающей стихии толпы[14] и иссушающему влиянию социологических доктрин.[15] И если читатель хотя бы на минуту погрузится в раздумья об ответственности всех нас за всё, что творится людьми на измученной планете, автор сочтёт свою книгу не напрасной.

§ 2. Постановка проблемы

Римское законодательство выработало и применяло на практике понятие степени наказания в зависимости от тяжести преступления. Вместе с тем кодекса, определявшего, какие деяния являются преступными и каких наказаний они требуют, в Древнем Риме не существовало.

[16] Уголовное законодательство римлян, по словам Т.Моммзена, было «беспримерно шатким и неразвитым». [17] В конкретных случаях вид и способ применения наказания устанавливался по-разному: или определённым законом, или правовой традицией, или судейским усмотрением с учётом качества преступления, личности преступника и существующих прецедентов.[18]

В расчёт могли приниматься и чисто технические условия применения наказаний. Так, при отсутствии досягаемого водоёма казнь отцеубийцы посредством утопления в кожаном мешке вынужденно заменялась растерзанием дикими зверями или распятием на кресте.

Отмеченные свойства было бесспорным достоинством римской правовой системы, обеспечивающим её гибкий подход к совершённому правонарушению, к личности подсудимого и к условиям исполнения наказаний.

Однако те же свойства создавали почву для произвола при их назначении и применении, приводя порой к несоразмерности наказаний и совершённых преступлений, а часто — и к самочинным палаческим расправам над невинными людьми.

В игру здесь вступали, наряду с общественно-политическими соображениями, и этнопсихические силы, исследованные Л.Н.Гумилёвым (см.;[19] [20]).

Судейский произвол в таких случаях усугублялся тем, что, в отличие от гражданских дел, инициатива возбуждения уголовного судебного преследования против подозреваемого принадлежала не только потерпевшей стороне, но и должностному лицу, которое также назначало наказание.[21]

Следует помнить также о том, что в Древнем Риме отсутствовало понятие должностной компетенции высших чиновников, т. е. определённой и ясно ограниченной сферы их деятельности, и поэтому не было привычного или, по меньшей мере, известного нам разграничения законодательной, судебной и исполнительной властей (такое разграничение было отчётливо проведено только в XVIII в.

, в трудах Шарля Луи Монтескьё, и законодательно закреплено в Конституции США в 1778 г.[22]). Напротив, римляне твёрдо стояли на том, что суд является главной функцией государственной и общественной власти, составляя с ними единое целое.

Римские высшие магистраты были в одно и то же время и правителями, и военными вождями, и законодателями, и судьями, и надзирателями за исполнением законов и судебных решений.

Выявление правовой обоснованности наказаний, практиковавшихся в Древнем Риме, а также способа их применений — тема большого самостоятельного исследования, выходящего далеко за пределы настоящей книги. В дальнейшем мы затрагиваем эту тему лишь в той мере, какая продиктована задачами нашей книги и подкреплена материалом обследованных источников.

И сами способы наказаний, и процедура их исполнения нередко носили у римлян, особенно в древности, обрядово-символический характер.

Это, в свою очередь, определялось происхождением карательных процедур, их связью с соответствующими этническими и религиозными представлениями, в том числе заимствованными у других народов.

Выявление этих особенностей — важная задача, которая должна решаться также отдельно и в другом месте.

Система карательных мер в Древнем Риме, как и во всех древних государственных образованиях, была далеко не безразличной к сословному делению общества.

Социальные верхи, в которых шла неустанная борьба за обладание властью и богатством, при всей звериной жестокости этой схватки, ревностно заботились о своём привилегированном положении при определении наказаний.

Эта особенность нашла своё прямое выражение в древнеримском законодательстве и широко применялась на практике (см..[23] Мы учитываем указанное обстоятельство в той мере, какая определялась доступными нам источниками.

Интересным и важным является вопрос об эволюции древнеримских карательных мер, их преобразовании в связи с социальным и нравственным развитием общества. Имеющиеся сведения об этом, к сожалению, скудны, отрывочны и не всегда надёжны. Мы приводим их в качестве сопроводительных при освещении соответствующего материала.

§ 3. Степень достоверности источников и принцип их подбора

Источники, из которых мы черпали сведения, представлены следующими группами трудов:

1) словари, энциклопедии, справочники;

2) научные исследования;

3) общие курсы, обзоры, хрестоматии;

4) учебники и учебные пособия;

Источник: https://coollib.net/b/2231/read

Юрист-эксперт
Добавить комментарий