В сравнении с Конституциями других стран и народов Конституция РФ — самая ущербная! Сравнительный анализ Конституции России и США

Конституция США и РФ – сравнительный анализ, Конституционное право – Дипломная работа

В сравнении с Конституциями других стран и народов Конституция РФ — самая ущербная! Сравнительный анализ Конституции России и США

Введение 3

Глава

1. Сравнительный анализ истории принятия и развития Конституции РФ и Конституции США 8

1.1. История принятия и совершенствование Конституции США 8

1.2. История становления и развития конституции РФ 12

Глава

2. Общая характеристика Конституции США и Конституции РФ как основного закона государства 20

2.1. Общая характеристика Конституции США как основного закона государства 20

2.2. Общая характеристика Конституции РФ 30

Глава

3. Сравнительный анализ закрепления основ конституционного строя в Конституции США и Конституции РФ 42

3.1. Закрепление основ конституционного строя в Конституции России 42

3.2. Основы конституционного строя, закрепленные в Конституции США 57

Заключение 73

Список литературы и источников 76

Приложение. Регулирование основных сфер общественной жизни по Конституции США и РФ 79

Выдержка из текста

Введение

Актуальность настоящего дипломного исследования.

Известно, что, для того чтобы дать объективную характеристику любой конституции, необходимо не только опираться непосредственно на ее текст, что в науке принято называть юридической конституцией, но также необходимо учитывать и тот реальный порядок осуществления государством принадлежащей ему власти, и те реальные условия и возможности, которые государство предоставляет обществу и человеку для реализации ими своих интересов, прав и свобод, словом, все то, что составляет фактическую конституцию.

Построение в современной России правового демократическою госу-дарства существенно актуализирует научные исследования в этой области.

Ученые отмечают, что вопросы, связанные со становлением конституцион-ного права как науки и соответствующей отрасли права, т. е.

с историей возникновения и развития конституционно-правовых норм и институтов, являются одной из важных сторон предмета науки конституционного права .

Создание правового государства необходимо для гармонизации общественных отношений, что невозможно без адекватного правового регулирования. Проблема открытого правового государства актуальна для современной цивилизации.

Современное конституционное право, в политической системе, уделяет внимание политико-правовым аспектам разделения властей и демократии, соотношению легальности и легитимности политической власти, политико-правовым режимам, значению права и правовых институтов в политической модернизации и политическом развитии, политической роли судов (особенно конституционных и верховных), правам и свободам человека, прежде всего политическим, нормативно-правовым факторам участия граждан в политике и в управлении делами общества и государства, правовым основам публичного (административно-политического) управления, по-литико-правовой и электорально-правовой культуре, избирательного права и избирательного процесса, взаимовлиянию выборов, избирательных систем и политических партий, юридическим средствам разрешения политических и иных конфликтов .

Такая ситуация объясняется тем, что человек под влиянием различных факторов (как правило, страха или обмана) ал за ту конституцию, где ему как мнимому обладателю власти сулились всевозможные права и свободы, а в действительности жил он совсем по другой конституции, которая строилась независимо от него людьми, обладающими реальной властью

Вопрос о сущности конституции всегда занимал внимание общественной мысли и всякий раз приобретал остроту в ту пору, когда общество вставало перед необходимостью принятия или совершенствования конституции.

При этом считается, что ее общедемократическая сущность выражается в том, что полноправными гражданами признаются все члены общества, как согласные с конституцией, так и не согласные с ней, поскольку, принимаемая и поддерживаемая большинством, она обеспечивает права меньшинства .

Принято также считать, что конституция является не только правовым документом. Например, по мнению А.Е. Козлова, наряду с юридической конституция выполняет также политическую и идеологическую функцию. С.А. Авакьян, кроме названных функций, выделяет также учредительную, организаторскую и внешнеполитическую. А.И.

Коваленко в Конституции РФ 1993 г. наряду с правовой и политической усматривает также и гуманистическую функцию, которая выражает целевое назначение Конституции.

Состоит она, по его мнению, в том, что в Конституции воплощаются общечеловеческие ценности, закреплены права и свободы, характерные для цивилизованного общества, объявляются составной частью правовой системы государства об-щепризнанные принципы и нормы международного права и междуна-родные договоры Российской Федерации, провозглашается, что человек, его свобода являются высшей ценностью. При этом Конституция возлагает на государство обязанность обеспечения его достойного и цивилизованного существования .

Близкой по своему характеру к гуманистической можно отнести функцию защиты человека. Например, по мнению Ж.-П. Жакке, на защиту индивида от вмешательства государства была направлена Конституция США .

Для того чтобы примирение политических интересов было действи-тельным, люди должны выработать и установить в конституции такие правила приема-передачи власти, которые устраивали бы если не всех людей, то самое максимальное их число.

Причем заранее должно быть оговорено, что, если какого-то человека эти правила не устраивают, он должен иметь право на временное или постоянное самоустранение из политической жизни общества и быть оставленным в покое. Заметим, что, например, в Конституции РФ 1993 г.

 вопросы приема-передачи власти совсем обходятся стороной и не подлежат хоть какой-либо регламентации. Вслед за решением вопросов приема-передачи власти перед людьми неминуемо встает проблема установления порядка пользования этой властью, а также охраны этого порядка.

Наделяя одних людей властью, другие люди, чтобы не оказаться пораженными ею, обязаны предусмотреть такую систему предупредительных мер, которая смогла бы предотвратить использование власти не по назначению. Российская история изобилует примерами «нецелевого» использования государст-венной власти. Это было как в случае с Конституцией РСФСР 1918 г.

, со-гласно которой государство объявлялось диктатором и, защищая интересы одних людей, подавляло права и свободы других, так и с другими советскими конституциями, когда под флагом широкого декларирования прав и свобод граждан государство, не спрашивая человека, строило планы на будущее, реально попирая его права и свободы.

Конституция — это акт совместного творчества человека, государства и общества, а значит, она должна подвергать прямому регулированию не только вопросы организации государственной власти, но и принципиальные вопросы взаимоотношений человека, государства и общества, которые в конституционных правоотношениях должны являться паритетными субъектами.

Несмотря на наличие общих либеральных ценностей и принципов в западном классическом либерализме XVII—XVIII вв. обозначились серьезные разногласия в трактовке перечня и иерархии неотъемлемых прав человека, в том числе и по вопросу об их гарантиях и формах реализации. Манчестерская школа классического либерализма первой половины XIX в.

с ее проповедью рыночного детерминизма или социал-дарвинистская школа конца XIX — начала XX в., основателем которое являлся Г. Спенсер, являются характерными примерами этого направле-ния. В США последователи этих взглядов удерживали свои позиции до 30-х гг.

Эти и другие особенности развития конституционного права в различных странах обуславливают актуальность сравнительного анализа конституций.

Цель настоящей дипломной работы: сравнительный анализ Конституции США и Конституции РФ.

Для достижения поставленных целей решаются следующие задачи:

  • — уточнить понятийный аппарат, сформулировать смысл категории «конституция» и других тесно связанных с ней понятий;
  • — определить особенности принятия и развития Конституций США и России;
  • — проанализировать природу и характер функционирования Конституции США и России;
  • — провести анализ основ конституционного строя, закрепленных в Конституциях США и России.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является Конституция Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки, их нормы и принципы, а также история принятия и развития закрепленных в них положений.

Предметом настоящего исследования являются особенности Конституции России и США в единстве с их сущностью и социальным назначением, а также функциональное воздействие Основных законов на общественные отношения.

Теоретическая и методологическая основа исследования

Методологической основой исследования является общенаучный диалекти-ческий метод познания общественных явлений и процессов, а также связан-ные с ним частно-научные методы, адекватные специфике юридической науки: анализ и синтез, формально-логический, системный, сравнительно-правовой, исторический, формально-юридический и др.

При подготовке исследования использовались труды ведущих отечественных ученых в области конституционного права, теории государства и права, а также материалы СМИ.

Структура работы определяется целями исследования, логикой поставленных задач. Текст исследования состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка литературы и источников.

Список использованной литературы

1.Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. 2-е изд. М., 2000.

2.Баглай М.В. Конституцонное право РФ. — М: Юридическая лите-ратура, 2000

3.Богданова И. А. К вопросу о предмете науки конституционною прав. М.: Юридическая литература, 2000

4.Витрук Н.В. Верность конституции: Монография. М.: Издатель-ство РАП, 2008.

5.Жакке Ж.-П. Конституционное право и политические институты: Учебное пособие. Пер. с франц. М., 2002.

6.Захаров А. К проблеме совершенствования российской Консти-туции 1993 года // Пробелы в российской Конституции и воз-можности ее совершенствования. М., 1998.

7.Кабышев В.Т. Конституционализм в современной России // Госу-дарство и право на рубеже веков. Конституционное и админист-ративное право: Материалы Всероссийской конференции. М., 2000.

8.Коваленко А.И. Конституционное право России. М.: Право и за-кон, 1997.

9.Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 1998

10.Конституционное право России. Учебник / Отв. ред. А.Е. Козлов. М., 1996.

11.Конституция Российской Федерации. Научно-практический ком-ментарий. 3-е изд. / Под ред. Б.Н. Топорнина. М., 2003.

12.Крылов Я.С. Соединенное Королевство Великобритании и Се-верной Ирландии // Конституции государств Европы: В 3 т. Т. 1. М., 2001.

13.Лафитский В.И. Вопросы международного права в Конституции США // Советский ежегодник международного права. 1980. М., 1981. С

14.Лафитский В.И., Нарышкин С.Е. Зарубежный опыт стимулиро-вания инвестиционной деятельности в промышленности // Жур-нал зарубежного законодательства и сравнительного правоведе-ния. 2006. № 3.

15.Ленин В.И. Как социалисты-революционеры подводят итоги ре-волюции и как революция подвела итоги социалистам-революционерам // Полн. собр. соч. Т. 17.

16.Лоссаль Ф. О сущности конституции: Речь, произнесенная в од-ном берлинском бюргерском окружном собрании в 1962 году // Конституционное право: Общая часть. Учебное пособие: Ч. II: Хрестоматия. 2-е изд. / Авт. вступ. ст. и сост. Н.А. Богданова. М., 1996

17.Лысенко В.И. и др. Открытое государство: политико-правовое видение. // Государство и право. 2003, № 5.

18.Мишин А.А. Конституционное (государственное право) зару-бежных стран: Учебник. 9-е изд., испр. и доп. М., 2002.

19.Николайчик В.М. США: полицейский контроль над обществом. М., 1987.

20.Опарина М.В. Конституционное право. — .М.: ПРИОР, 2004

21.Острем В. Смысл американского федерализма. М., 1994

22.Петрова Е.А. Место Конституции в правовой системе США // Иваново-Вознесенский юридический вестник. 2003. № 11/12.

23.Разумовских А.Н. История государства и права России. — М.: Юристъ, 2004

24.Саломатин А.Ю. Очерки истории государства и права США, 1860 — 1890 гг. Пенза, 2001.

25.Смирнова А.Н. Конституционное право зарубежных стран. — М.: Олма-пресс, 2007

26.Страшун Б.А. Не спешить с конституционной реформой // Кон-ституция как фактор социальных изменений: Сб. докл. М., 1999.

27.Фридмэн Л. Введение в американское право. М., 1993.

28.Чиркин В. Конституционное право в Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 2002

29.Чиркин В.Е. Конституция: российская модель. М., 2002.

30.Эстидзе А. История политических и правовых учений. — М.: Юристъ, 2005

Внимание! Для получения значительной скидки, заполните поля и следуйте дальнейшим подсказкам.

Источник: //referatbooks.ru/diplomnaya-rabota/konstitutsiya-ssha-i-rf-sravnitelnyiy-analiz/

Сравнительный анализ конституций России и США

В сравнении с Конституциями других стран и народов Конституция РФ — самая ущербная! Сравнительный анализ Конституции России и США

Сравнительный анализ Конституции России и США Федрушков В.В., ПМ–402

Сравнительный анализ Конституции России и США

  1. Конституция США не декларирует прав и обязанностей граждан. Основные права и свободы введены позднее поправками.

  2. Декларация полномочий ветвей власти в Конституции США носит более абстрактный характер. Отсутствует описание полномочий кабинета министров.

  3. Конституция США предусматривает выборную должность вице-президента, в России эта должность упразднена.

  4. Конституция России предусматривает прямые всеобщие выборы Президента, референдумы по Конституции и др. Конституция США, декларируя всеобщее избирательное право, не предполагает проведения прямых всеобщих выборов, оставляя такие механизмы в компетенции штатов.

  5. Конституция России гарантирует право на местное самоуправление.

  6. Конституция США ограничивает право граждан быть избранными во все органы власти на основании возраста и ценза оседлости. Конституция России ограничивает только кандидатов на должность Президента, а также устанавливает образовательный ценз для представителей судебной власти.

  7. Конституция США претерпела существенные изменения от первоначальной редакции путем введения поправок. Конституция России допускает принятие Федеральных Конституционных Законов, действующих наравне с Конституцией, причем порядок их принятия существенно проще.

  8. Изменения Конституции США производятся путем введения поправок. Основные статьи (гл. 1, 2, 9) Конституции России изменению не подлежат, в случае необходимости выполняется пересмотр и принятие новой Конституции. Конституция США не содержит такого механизма.

  9. В целом конституция России испытывает существенное влияние Конституции США. Многие основные положения в части государственного устройства и республиканской формы правления очень близки. Однако конституция России выполнена на уровне современной юридической науки и является более тщательно проработанным документом.

Федеральное собрание, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы.Дума — 450 депутатов, сроком на 4 года. Может быть избран любой гражданин старше 21 года.Совет Федерации — два представителя от каждого субъекта.Председатели палат — выборные.Конгресс, состоящий из Сената и Палаты Представителей.Палата Представителей: выборы каждые два года. Представительство штата пропорционально населению (не более 1 от 30 000). Граждане не моложе 25 лет, проживающие не менее 7 лет в США. Спикер — выборная должность.Сенат — два сенатора от штата. Одна треть переизбирается каждые два года. Председательствует вице-президент, без права голоса.Законопроект вносится в Думу, принимается большинством , передается на утверждение Совета Федерации. Отклонение Советом Федерации может быть преодолено двумя третями Думы. Вето президента может быть преодолено двумя третями каждой из палат.Законопроект готовится Конгрессом и поступает на утверждение к Президенту, вето Президента может быть преодолено двумя третями каждой из палат Конгресса.Совет федерации:Изменения границЧрезвычайное и военное положениеИспользование вооруженных сил за пределами РоссииНазначение судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Генерального прокурора.Государственная дума:Назначение председателя ЦентробанкаОбъявление амнистииГосударственные займырегулирование внешней торговлиэмиссия денегстандартизацияформирование судебных органов, кроме Верховного судаборьба с нарушениями законаобъявление войны и заключение мираформирование и содержание армии и флотаразработка законопроектовразрешение конфликтов между штатамипринятие новых штатов в состав СШАПрезидент избирается сроком на 4 года всеобщим прямым тайным анием.Не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет.Не более двух сроков подряд.В случае невозможности исполнения обязанностей Президентом или отставки, обязанности исполняет Председатель Правительства.Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Думы.Президент и вице-президент избираются сроком на четыре года коллегией выборщиков от каждого штата.Не моложе 35 лет, постоянно проживающий в США не менее 14 лет.Не более двух сроков.В случае невозможности исполнения обязанностей Президентом, их берет на себя вице-президент, затем должностное лицо по решению Конгресса.Глава государстваВерховный главнокомандующийОхрана суверенитета РоссииОпределение основных направлений политикиПредставление интересов страны в международных отношенияхНазначение Председателя Правительства, высшего военного командования, послов.Отставка правительстваФормирование Совета БезопасностиРоспуск ДумыГлава государства.Главнокомандующий вооруженными силами.Заключение договоров с иностранными государствамиНазначение послов, министров, членов Верховного судаКонституционный Суд — 19 судей: соответствие законов Конституции, споры о компетенции между государственными органами.Верховный Суд — гражданские, уголовные, административные дела, подсудные судам общей юрисдикции.Высший Арбитражный Суд — экономические спорыВерховный суд, суды штатовВерховный суд имеет прямую юрисдикцию в процессах, где какой-либо из сторон выступает штат в целом, или высшее должностное лицо. В остальных случаях прямую юрисдикцию осуществляют суды другого уровня, Верховный суд рассматривает апелляции.Решения выносит жюри присяжных.Субъекты имеют свое законодательство в рамках Конституции и представительные органы, а также органы местного самоуправления.Не имеют праваограничивать действие Конституции и власти Президентаустанавливать таможенные границы, пошлины, сборыэмиссии денегВ совместном ведении с Российской Федерациейразграничение собственностисоответствие законодательных актовприродопользованиепринципы налогообложениякоординация международных и внешнеэкономических связей.Штаты имеют законодательные собрания и издают законы, действующие на территории штатаНе имеют правазаключения договоров и союзовэмиссии денегвыпуска займовотмены законовприсвоения титуловНе имеют права без согласия Конгрессаоблагать налогами импорт и экспортсодержать армию и флотРеспублика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.Граждане любых штатов равны в правахЛицо, преследуемое за преступление в любом штате, подлежит задержанию на территории любого другого штата и передаче властям первого.Федеральные конституционные законы выдвигаются Думой и принимаются тремя четвертями Совета Федерации и двумя третями Думы.По основным статьям — созыв Конституционного Собрания, разработка проекта новой Конституции, принятие всенародным анием.Поправки выдвигаются Конгрессом и должны быть одобрены законодательными собраниями трех четвертей штатов.Признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная собственностьСвобода мысли, слова, массовой информацииСвобода вероисповеданияСвобода собранийТруд свободен. Принудительный труд запрещен.Все равны перед законом и судомЛичная неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни и жилищаСвобода передвиженияРавенство прав гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убежденийИзбирательные праваПраво на жилищеПраво на медицинское обслуживаниеПраво на образованиеСвобода творчества, охрана интеллектуальной собственности(I поправка)Свобода вероисповедания, слова, печати, собраний.(IV поправка) Неприкосновенность личности и жилища.(V поправка) Защита частной собственности.(XIII поправка) Запрет рабства и принудительного труда(XIV поправка) Равенство граждан перед законом(XV поправка) Равные избирательные права независимо от расовой и национальной принадлежности(XIX поправка) Равные избирательные права независимо от пола(XXVI поправка) Равные избирательные права независимо от возраста, старше 18 летПоддержка науки и искусства путем охраны авторских правУплата налоговЗащита Отечества (военная или альтернативная служба)Охрана окружающей среды

Скачать оригинальный файл

Источник: //globuss24.ru/doc/sravnitelnyi-analiz-konstitucii-rossii-i-ssa

Анализ Конституции США и ее сравнение с Конституцией РФ 1993 года

В сравнении с Конституциями других стран и народов Конституция РФ — самая ущербная! Сравнительный анализ Конституции России и США

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ТОЛЬЯТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра Теории Государства

и Права

Реферат

Симагина Виталия Анатольевича

студента 2 курса

Специальность: 021100

Юриспруденция

Тольятти – 2001

Введение

1. Создание и принятие Конституции США 1787 г.

2. Демократические принципы Конституции:

2.1. Власть народа

2.2. Гарантии прав и свобод человека. Билль о правах

2.3. Федерализм и суверенитет

2.4. Разделение властей. Система сдержек и противовесов

3. Историческая эволюция

4. Сравнительный анализ Конституции России и США

Заключение

Список используемой литературы

UNITED STATES OF AMERICA

Введение

Становление и развитие конституционного строя в различных странах имеет как общие, так и особенные черты. Общим для всех зарубежных стран является признание конституции высшим законом страны, регламентирующим важнейшие политические и правовые отношения в ней, устанавливающим основные положения правопорядка.

Все остальное (текущее) законодательство и административное правотворчество должно соответствовать нормам конституции.

Конституция, таким образом, рассматривается как правовая основа конституционного строя или существования конституционализма, в содержание которого включается ряд компонентов: права и свободы граждан, представительное правление и принцип разделения властей.

Объем конституционного регулирования в различных странах был весьма неодинаков в ходе исторического развития и менялся главным образом по двум взаимосвязанным причинам.

Первая (наиболее важная) — фактор политической борьбы; в результате этой борьбы в конституциях появляются и развиваются демократические права и свободы. Под влиянием этого же фактора происходят изменения в отношениях между законодательной и исполнительной властью, парламентом и правительством.

Вторая причина, ведущая к усложнению конституционного

регулирования,— изменение самого экономического базиса, появление новых международных реалий, необходимость разрешения проблем, приобретающих важное внутригосударственное и международное значение.

Появление государственно-монополистического капитализма породило проблему национализации, что в свою очередь затронуло дотоле незыблемый принцип «священности и неприкосновенности» частной собственности.

В конституциях появляются статьи, оговаривающие возможность отторжения государством частной собственности (национализации).

Развитие международных отношений усилило значение проблемы соотношения международного и внутригосударственного права, а появление региональных или иных замкнутых экономических группировок государств — появление норм, предоставляющих государству право вступать в подобные группировки и ограничивать свой суверенитет в пользу таких сообществ. Проблема охраны окружающей среды, сохранения национального и культурного наследия, урбанизация получают свое закрепление в конституциях последнего времени. В то же время, несмотря на коренные изменения реалий материального мира, многие положения западных конституций остаются неизменными на протяжении уже двух веков их существования. Более того, часто принимаемые «новые» основные

законы таковыми являются лишь формально, но не по содержанию. а заимствование, иногда даже дословное, материала из «старых» конституций не так уж редко, особенно для стран, освободившихся от колониальной зависимости.

зарубежных конституций весьма обширно. В то же время их нормы могут быть сведены к трем основным блокам регулирования: права и свободы граждан или, точнее, правовое положение личности; закрепление структуры и порядка функционирования органов государственной власти, их взаимоотношений; учет развития региональных и универсальных норм международного права.

1. Создание и принятие Конституции США 1787 года

Формирование США, как независимого госу­дарства, занимает сравнительно небольшой ис­торический отрезок времени.

С момента образо­вания на территории современного государства первых английских переселенческих колоний в первой половине XVII века и до юридического оформления США в единое федеративное государ­ство после принятия Конституции в 1787 году прошло чуть более полутора веков.

Но именно в тот период были заложены основы американской государственности, созданы предпосылки для появления на свет юридического документа но­мер один в истории Соединенных Штатов Америки – Конституции 1787 года.

Процесс ее разработки неотделим от истории борьбы за государственную независимость, свободу и объединение штатов в единое госу­дарство.

А воплощением в ней традиции закла­дывалось еще первыми поселенцами, принесшими на новые земли идеалы естественного права, английское “общее право”, суд присяжных за­седателей и другие прогрессивные правовые ин­ституты того времени, ставшие первоосновой при формировании колониальных органов управ­ления.

Так, уже в период становления первых колоний, непременным условием считалось при­знание свободы религии, невмешательство вла­стей в дела культа, право граждан выбирать должностных лиц, носить оружие, создавать по своей воле военные отряды, участвовать в на­логообложении и т.д.

С течением времени, в процессе укрепления ко­лоний и их борьбы за независимость, зарож­дается и развивается специфическая американ­ская практика компромиссов, сыгравшая впо­следствии решающую роль в процессе принятия Конституции 1787 года.

Суть ее состояла в том, что при совместном рассмотрении политических вопросов штатами нередко принимались компромиссные решения, отвечающие, в первую очередь, соображениям рациональности и практической пользы для сто­рон (даже если эта “польза” вступала в про­тиворечие соображениям существующей морали).

Например, традиционно республиканский, про­мышленный Север пошел на военный союз с рабо­владельческим, плантаторским Югом, когда этого потребовали интересы борьбы с британ­ским господством.

В ходе совместной вооруженной борьбы за неза­висимость, длившейся с 1775 по 1783 год, и превратившейся в, своего рода, буржуазную ре­волюцию, ликвидировавшую многие феодальные пережитки, штаты прошли путь от добровольного военного союза до конфедерации, созданной в 1781 году.

Необходимо отметить, что в этот период были созданы юридические документы, оказавшие влияние не только на ход событий того вре­мени, но и на развитие американских демокра­тических традиций в будущем.

Это, прежде всего, Декларация независимости Соединенных Штатов 1776 года, главным автором которой яв­ляется Т. Джефферсон, а также Статьи Конфеде­рации 1781 года, ставшие фактически первой Конституцией образовавшегося межгосударствен­ного союза.

Нельзя не вспомнить в этой связи и о первом проекте федерации, созданном еще в 1748 году Б. Франклином.

Все эти документы в большой степени оказали влияние на содержание Конституции 1787 года. Таким образом, заклады­валась ее юридическая база. А тем временем необходимость принятия новой Конституции в процессе существования конфедерации стано­вится все более очевидной.

Время показало низкую жизнеспособность и уязвимость этого государственного образования.

Экономические потребности стремительно разви­вающегося капитализма, внутренние и внешнепо­литические интересы страны требовали создания более прочного союза, который мог бы обеспе­чить единое экономическое пространство, об­легчить движение товаров, колонизацию новых земель, укрепить ее обороноспособность, под­нять международный авторитет.

Слабость цент­ральной власти таила в себе и другую опас­ность.

Обострение социальной напряженности после окончания освободительной войны, недо­вольство в армии и народе политикой, проводи­мой правительством Конфедерации, грозили взорвать страну изнутри.

Власть понимала ограниченность своих возможностей противосто­ять этому взрыву. Политические перемены назрели, их необходимо было претворить в жизнь.

Правящими кругами было принято решение преодолеть приближающийся кризис путем изме­нения государственного устройства объединив­шихся колоний. В этом процессе сыграть ре­шающую роль была призвана новая Конституция, закрепившая федеративное устройство страны.

Осуществление этих планов было поручено Учре­дительному конвенту, собравшемуся в 1787 году под председательством Д. Вашингтона. Непо­средственное участие в разработке текста Кон­ституции приняли ведущие юристы Америки и об­щественные деятели государства: Д. Медисон, Т. Джефферсон, Б.

Франклин, А. Гамильтон и др.

Новая Конституция основывалась на трех источниках. Во-первых, на идеях французского Просвещения XVIII в., прежде всего Вольтера, Руссо, Монтескье.

Во-вторых, на британских традициях парламентаризма, верховенства закона, свободы личности, нашедших свое «оформление» в теориях Гоббса и Локка.

В-третьих, на собственном историческом опыте молодых американских колоний и штатов, отраженном в идеях Джефферсона, Мэдисона, Гамильтона и других «отцов-основателей».

Имея столь солидную теоретическую базу, Конституция не явилась «сухим» документом, понятным лишь избранным политикам – напротив, она сознательно написана простым и доступным языком, ведь, по мнению ее создателей, Конституция существует прежде всего для народа, а уже потом – для правительства, исполнителя воли последнего.

Конституция США отличается логичностью и ясностью построения, лаконизмом, без излишней детализацией. Она состоит из 7 статей, разделенных на части (разделы).

Источник: //mirznanii.com/a/184771/analiz-konstitutsii-ssha-i-ee-sravnenie-s-konstitutsiey-rf-1993-goda

Юрист-эксперт
Добавить комментарий