Внутренние угрозы России – ОБЖ: Основы безопасности жизнедеятельности. Военные угрозы национальной безопасности России. Обеспечение национальной безопасности

Военные угрозы национальной безопасности России. НАТО – главная угроза миру и Российской Федерации

Внутренние угрозы России - ОБЖ: Основы безопасности жизнедеятельности. Военные угрозы национальной безопасности России. Обеспечение национальной безопасности

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Время:1 час.

Место проведения: класс.

Цель занятия: разъяснить учащимся сущность реальных военных угроз национальной безопасности России, адекватность предпринимаемых Россией мер по обеспечению своей безопасности.

Метод: рассказ – беседа.

Литература и материальное обеспечение: А. Анучкин-Тимофеев «Ястребы считаются партнерами ворон», «Советская Россия» от18.12.2012г.; «Большая Советская Энциклопедия»; Д.

Глинский – Васильев «Политические ограничители расширения НАТО и возможности России», «МЭ и МО» №7, 2000г.; Л. Ивашов «Россия – НАТО», «Международная жизнь» №9, 1999г.; информационный сайт WWW.geopolitica.

ru; план занятия; мультимедийное оборудование для демонстрации презентации.

Учебные вопросы:

  1. Военные угрозы России. НАТО – главный источник военных угроз.
  2. Политика России по противодействию военным угрозам, сохранению мира и стабильности.

1. Вступительная часть: 5 мин

  • проверяю наличие учащихся, их готовность к занятиям.
  • довожу до учащихся тему занятия, ее цель, учебные вопросы.

2. Основная часть: 35 мин

Довожу до учащихся и разъясняю основное содержание темы занятия.

В системе общей безопасности России военные угрозы занимают важное место. К их числу можно отнести:

  1. Развертывание группировок вооруженных сил с целью нападения на Россию и ее союзников.
  2. Территориальные претензии к РФ, угроза политического или силового отторжения от нее отдельных территорий.
  1. Распространение ядерного оружия и военных ядерных технологий в мире.
  2. Вмешательство во внутренние дела РФ и проведение военных учений с провокационными целями
  1. Наличие вблизи границ РФ и ее союзников очагов вооруженных конфликтов, угрожающих их безопасности.
  1. Наращивание группировок войск, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ РФ или ее союзников.
  1. Расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности РФ и ее союзников.
  1. Деятельность международных радикальных группировок, усиление позиций исламского экстремизма вблизи российских границ.
  2. Ввод иностранных войск (без согласия РФ и санкции СБ ООН) на территории сопредельных и дружественных РФ государств.
  3. Вооруженные провокации на государственной границе и объектах РФ, расположенных на территории зарубежных государств.
  4. Действия, препятствующие работе российских систем государственного и военного управления.

В числе внешних угроз РФ главной, пожалуй, является угроза расширения военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности России. Судя по реальным действиям на международной арене, блок НАТО на сегодня представляет для России главную угрозу.

Ушли в историю времена, когда мир на земле сохранялся благодаря паритету двух основных военных группировок – НАТО и Варшавского Договора. Давно уже нет Варшавского Договора, но блок НАТО не только не исчез – он увеличился с 15 до 27 государств и, судя по всему, это не предел.

История военных злодеяний США и НАТО обширна. Вот далеко не полный перечень преступлений военного альянса:

  1. 1946-1949гг.- вооруженное вмешательство в гражданскую войну в Китае;
  2. 1950год- оккупация китайского острова Тайвань;
  3. 1950-1953гг. – вооруженная агрессия в КНДР;
  4. 1953год – свержение правительства Мосаддыка в Иране, интервенция в Никарагуа;
  5. 1954год – вооруженная интервенция в Гватемале;
  6. 1958год – провокация против КНР и вооруженная интервенция в Ливане;
  7. 1960 – варварские бомбардировки Кубы;
  8. 1964 – 1973гг. – вооруженная агрессия против Лаоса;
  9. 1965год – оккупация Доминиканской республики;
  10. 1965 – 1973гг. – война США во Вьетнаме с применением напалма и ядовитых газов;
  11. 1970год – вооруженная агрессия против Камбоджи;
  12. 1983год – вооруженная интервенция в Гренаде;
  13. 1989год – вооруженное вторжение в Панаму;
  14. 1991год – вооруженное вторжение в Ирак;
  15. 1993год – вооруженное вторжение в Сомали;
  16. 1999год – вооруженная агрессия в Югославии;
  17. 2001год – вторжение в Афганистан;
  18. 2002год – повторное вторжение и оккупация Ирака;

Так какие же цели он преследует сегодня? Как утверждает генсек Андерс Расмуссен, Альянс НАТО является ключевым партнером в реализации усилий мирового сообщества по обеспечению стабильности и безопасности.

Но кто уполномочил его на это? Почему НАТО, прикрываясь борьбой с терроризмом, творит произвол, выдавая его за гуманитарную акцию? Почему альянс, даже вопреки решениям СБ ООН, продолжает выполнять свою роль лжемиротворца?

НАТО выступает под эгидой США. Сегодня они прочно обосновались в Афганистане и никуда не собираются уходить. Не за тем приходили. Борьба с пресловутым международным терроризмом для них легенда прикрытия. Сегодня там создан мощный военный плацдарм, способный противостоять Китаю, Ирану, России.

Живой интерес НАТО во главе со США проявляет к Украине, которая отвечает взаимностью в вопросе членства Украины в НАТО и это вопрос времени. А пока натовские корабли являются постоянным участником маневров в Черном море. В этом регионе уже прочно обосновались три члена НАТО.

Зоной стратегических интересов США объявлено Каспийское море. При таком развитии событий в скором времени можно будет наблюдать и здесь военное присутствие агрессивного блока.

Наращивается и без того крупная военная группировка в Азиатско-тихоокеанском регионе, что уже вызвало напряженность на Корейском полуострове, Тайване.

Взят прицел НАТО на Арктику, где обнаружены огромные запасы полезных ископаемых, в том числе нефти и газа. В этой связи в Норвежском и Баренцевом морях были проведены военные маневры «Помор 2012», «Северный орел 2012», где отрабатывались методы борьбы с террористами. Какие там террористы? Прискорбно, что в этом приняла участие и Россия.

На Аляске развернут первый район американской глобальной системы ПРО. Для другого подобного района планируется о.Гренландия.

К числу уже сделанных «добрых дел» под прикрытием борьбы с терроризмом следует отнести растерзание Ирака и Ливийской Джамахирии. На очереди Сирия, Иран. А там и до России рукой подать.

Таким образом, НАТО под эгидой США практически окружили территорию РФ своими базами и военными объектами. Нельзя исключать применение силы и к России в случае, к примеру, «обнаружения в нашей стране терроризма, с которым самостоятельно мы справиться не можем». Что их может остановить? Разве что имеющееся у РФ ядерное оружие.

Несмотря на то, что, как считают некоторые, «реальные внешние угрозы безопасности России минимальны», угрозы эти существуют и «минимальны» они до поры до времени. Ситуация может измениться в любой момент.

Во время недавней встречи с военнослужащими российской военной базы в Таджикистане президент РФ Путин, отвечая на вопросы, заявил, что ему непонятно, ради чего НАТО, сколотившийся во время холодной войны, существует сегодня. Президент так же заявил о готовности РФ выстраивать с НАТО партнерские отношения, т. к.

у обоих есть общие проблемы: терроризм, экстремизм, наркотрафик, организованная международная преступность, пиратство. В тоже время он отметил, что, не смотря на прошлые заверения натовцев, военная инфраструктура альянса приближается к нашим границам и это создает для страны реальные угрозы, на которые Россия вынуждена реагировать.

То есть российское руководство понимает, что слова и дела НАТО расходятся. Под разговоры об общих целях и задачах альянс продолжает наращивать свое военное присутствие в различных странах мира, навязывать мировому сообществу свой порядок.

А что же Россия? Как мы реагируем на все возрастающие внешние угрозы? К сожалению, не всегда делаются надлежащие выводы из разворачивающихся вокруг страны опасных и настораживающих событий и явлений.

Зачастую мы запаздываем с принятием необходимых мер, стараемся «быть всегда сбоку схватки», наблюдается непонятная зацикленность на «международном терроризме». Это ведет к внешнеполитическим ошибкам.

Так Россия фактически ничего не предприняла, чтобы не допустить натовских варварских бомбардировок Югославии, самой близкой к нам страны в Европе. Беззубой была реакция на агрессию НАТО в Ираке, с которым у нас сложились хорошие, дружественные отношения. Россия поддержала миссию НАТО в Афганистане под названием «Несокрушимая свобода».

Сегодня пожинаем плоды – количество наркотических средств, идущих из Афганистана в Россию, возросло в десятки раз. Российское руководство позволило расправиться с Ливией, а ведь достаточно было наложить вето на провокационно антиливийскую резолюцию ООН, и страна была бы спасена.

Все же уроки из происходящих событий мы, все – таки, извлекаем. В отношении Сирии, например, Россия повела себя иначе. Вместе с Китаем она наложила вето на очередную антисирийскую резолюцию натовцев против Сирии, и это спасло страну. Надолго ли?

В последнее время сделаны определенные шаги в надлежащем финансировании Вооруженных сил России. В войска начала поступать современная техника и вооружение и хоть ее катастрофически мало, но все же «лед тронулся». Личный состав начал получать достойное денежное содержание, строится жилье для военнослужащих и военных пенсионеров.

Все это вселяет уверенность в том, что наши Вооруженные силы в ближайшем будущем способны будут противостоять внешним угрозам и выполнять свои задачи по предназначению. Не надо забывать о том, что заявил бывший президент США Б.

Клинтон на секретном совещании начальников штабов в 1995году: «В ближайшее десятилетие предстоит решение таких проблем, как: расчленение России на мелкие государства путем межнациональных войн; окончательный развал военно-промышленного комплекса России и армии; установление нужных нам режимов в оторвавшихся от России республиках».

Чтобы не говорили нынешние правители США, от этих устремлений они не отказались, подтверждают это реальными делами.

Поэтому и нам необходимо исходить из реальных фактов и сущностей, не предаваться мечтам о партнерстве с НАТО, о превращении ее в миротворческую организацию, не обманываться и помнить в каком жестоком мире мы живем сегодня.

Заключительная часть: 5 мин

  • подвожу итог занятий, отмечаю лучших.
  • даю задание для самостоятельной работы по данной теме.

7.03.2013

Источник: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/632173/

Военные угрозы национальной безопасности России. Обеспечение национальной безопасности

Внутренние угрозы России - ОБЖ: Основы безопасности жизнедеятельности. Военные угрозы национальной безопасности России. Обеспечение национальной безопасности

В современном мире в свете последних событий, все чаще поднимаются темы, объясняющие факторы риска и в целом все военные угрозы национальной безопасности России. Чтобы рассмотреть эту проблему шире, необходимо для начала разобраться с самим понятием.

Удовлетворение любых национальных интересов в современном мире происходит благодаря обоюдному и взаимному действию стран, находящихся на мировой арене при содействии сил непосредственно внутри страны. Такие отношения находятся на грани сотрудничества и противоборства – одновременно.

Таким образом, можно рассматривать такое положение дел, как обыкновенную борьбу за выживание. Поэтому, так или иначе, но страны должны учитывать обоюдные интересы.

Но при несоблюдении правил игры или наплевательском отношении одного государства к другому это может быть расценено, как угроза безопасности или целостности государства, как минимум в экономическом плане.

Что такое угроза безопасности

Таким образом, военные угрозы национальной безопасности России могут быть определены, как косвенные или прямые возможности нанесения рисков свободе, конституционным правам, территориальной ценности, уровню и качеству жизни граждан, развитию, безопасности и обороне государства.

Такие столкновения на почве удовлетворения своих национальных интересов и являются первым шагом к проблемам, связанным с безопасностью. Так выглядит трактовка понятия, но исходя из этого, нужно отметить следующее.

При отсутствии национального интереса угрозы как таковой не существует, таким образом, это может быть классифицировано как опасность, которая сама по себе может появиться не только вследствие деятельности человека, но и природных, техногенных и стихийных катастроф.

Классификация угроз

Перед тем как рассмотреть, насколько национальная безопасность РФ крепка и откуда необходимо ожидать опасность, стоит разобрать виды угроз.

Потенциальная угроза всегда рассматривается во время разработок и создания любой программы. Несмотря на план и его направленность, такие риски должны обязательно просчитываться. В это же время непосредственные угрозы требуют немедленного задействования специальных систем и «рычагов» для кризисного принятия адекватной ответной меры.

Чаще всего очагом таких проблем являются именно потенциальные угрозы. Источники могут иметь целенаправленный характер, для какой-то определенной цели и относительно географической направленности.

Последние, в свою очередь, могут быть обусловлены не только внешними, но и внутренними источниками, о которых мы поговорим подробнее на конкретном примере.

Внутренние угрозы национальной безопасности России

На данный момент основные угрозы военной безопасности можно разделить на следующие:

  • Социальная напряженность в обществе может являться одним из самых опасных рисков. Это так называемая бомба замедленного действия, которая может разорваться в любой момент, как только пропасть между богатыми и бедными достигнет критического предела. Отсюда следует рост напряженности в обществе, проституция, алкоголизм, наркомания, криминальная составляющая.
  • Ресурсная ориентация, в данном примере нефть и газ, безусловно, позволяет иметь высокий доход для всего государства, но при этом, стоит отметить, что ни о каком устойчивом и стабильном экономическом росте речи и идти не может.
  • Усиление разрыва роста экономики между разными регионами. В условиях, когда один регион живет лучше другого, разрушаются связи, и это однозначно не способствует интеграции между регионами.
  • Криминогенная обстановка всего общества в России. В последнее время участились случаи нетрудового дохода, причем это может наблюдаться как среди обычного населения, так и верхушки власти, что сказывается на общей нестабильности и неустойчивости экономики. В такой ситуации вывести национальную экономику из сложившегося кризиса практически невозможно.
  • Проблемы, связанные с уменьшением научно-технического потенциала, как основы роста экономики. На самом деле национальная безопасность РФ находится перед достаточно серьезной угрозой, из-за того, что в последнее время Россия не делала достаточного вклада в наукоемкие отрасли, поэтому необходимого научного потенциала просто нет.
  • Сепаратистские взгляды отдельных территорий, что функционируют по принципу федеративного устройства.
  • Межнациональная и межэтническая напряженность, которая в последнее время только усиливается.
  • Демографический кризис и снижение физического здоровья населения.

Если рассматривать в купе все вышеприведенные угрозы безопасности, видно, что они достаточно тесно связаны. При возникновении одной может стать актуальной следующая, и так далее по цепочке. Ликвидация всех этих проблем необходима для того, чтобы обеспечить сохранение государственности. Но помимо внутренних угроз, особенное внимание стоит уделить и внешним.

Внешние угрозы национальной безопасности России

Что касается проблем извне, то тут все намного проще, и они кажутся более очевидными, так как в основном от их действия страдает вся страна целиком. Среди таких угроз можно отметить следующие:

  • Международный терроризм.
  • Уменьшение роли РФ в мировой политической и экономической жизни, из-за целенаправленных действий как конкретных государств, так и организаций (пример ОБСЕ и ООН).
  • Территориальная экспансия относительно Китая и Японии.
  • Постоянное увеличение военного присутствия НАТО.
  • Размещение вблизи границ России военных сил, в частности США.
  • Повсеместное распространение оружия массового поражения.
  • Ухудшение отношений со странами СНГ, в частности Беларусью и Украиной.
  • Кризис оборонного потенциала страны.
  • Постоянное возникновение военных вооруженных противостояний вблизи границ и стран СНГ, яркий тому пример кризис на Украине и военный переворот 2013-2015 гг.
  • Ослабление позиции в сфере телекоммуникаций, из-за ряда стран, которые вкладывают в информационную войну просто колоссальные средства.
  • Активизация на территории РФ иностранных организаций, шпионов и так называемой пятой колонны.

Таким образом, внутренние и внешние угрозы обязательно требуют постоянного наблюдения для того, чтобы безопасность была под контролем.

Проявление угрозы со стороны США (Холодная война)

На самом деле, попытки проявления недружественного отношения со стороны США были постоянно, и об этом свидетельствует много фактов, и такие маневры от этой стороны будут продолжаться и далее.

Политическое решение этой проблемы вряд ли можно найти, так как интересы РФ и Америки лежат в абсолютно разных плоскостях и понимании происходящего.

Но, как уже успели отметить эксперты, Холодная война на самом деле не закончилась, а всего лишь был взят небольшой перерыв, чтобы с новой силой ударить по России.

Многое может пролить свет на последние шахматные рокировки в Восточной Европе и интерес Соединенных Штатов во всем этом. Несмотря на то что ЦРУ имеет 4 базы за пределами Америки, в планах, скорее всего, построить еще одну прямо у границ с Россией, а именно на Украине.

Как видно из последней ситуации в этой стране, украинские структуры некомпетентны, сумасбродны, лживы и ко всему прочему видны откровенные элементы неуважения ни к президенту России, ни к государству в целом.

В случае если база ЦРУ будет открыта, то Америка сможет вести разговор с РФ, уже если не на повышенных, то на уверенных тонах.

Таким образом, у границ появится опытная, высоко отлаженная структура, которая устанавливала свой порядок более чем в 40 странах.

Конфликт на Украине как прямая угроза

Затрагивая тему “врага у ворот”, безусловно, стоит отметить, что военные угрозы национальной безопасности России стали критическими после конфликта на Украине, и это отмечают компетентные службы всего мира.

Итак, предположим, что в планах правительства самой «демократической» страны в мире (по версии ее же самой), действительно стоит строительство баз на Украине.

Зачем это нужно и что это даст по факту? На самом деле ответ кроется не только в геополитическом контроле этого региона.

Естественно, в этой стране первым делом будет создан специальный центр по подготовке радикалов и террористов, для того чтобы впоследствии они были переброшены в Россию для наведения беспорядков.

В данном случае речь идет о тех молодых людях, которых идеологически обрабатывали еще с начала 90-х. Теперь практически большая половина дружественной, братской и когда-то единой страны в составе СССР считает Россию корнем всех бед и главным врагом, поэтому с радостью пойдет обучаться убивать врага на американские полигоны.

Радикалы и террористические организации

Не меньшей проблемой может быть отмечена угроза терроризма и радикализма. Первоочередной задачей таких организаций является обострение градуса напряжения, наведение хаоса, беспорядков и страха в обществе, необходимость раскачивать ситуацию и напрягать обстановку.

Как известно, прямых доказательств того, что США в промышленных масштабах создает террористов, достаточно много, но вот мировая общественность почему-то постоянно закрывает на это глаза (по непонятным причинам).

В Афганистане это была Аль-Каида, и ее действия прямым образом были направлены против СССР.

После распада необходимость в ней спала, а после был убит и двойной агент ЦРУ Усама Бен Ладен, как лишний и уже ненужный свидетель, но в СМИ он подавался как террорист №1.

Что мы видим в современном мире? Ливия, Сирия, Украина, а дальше кто? А следующей будет Россия, и поможет Америке в этом ИГИЛ. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что угроза терроризма в основном идет только от одного «демократического» государства, которое под прикрытием ярого борца с этими структурами само и создает опасность.

НАТО

Несмотря на то что базы НАТО заполонили весь мир, прямые военные действия с РФ практически исключены. Поэтому со стороны этого блока военные угрозы национальной безопасности России близки к нулю.

Об этом может говорить много фактов, и, конечно же, не последнюю роль играет Российский «ядерный кулак». Никто не хочет обрекать всю планету на смерть, а открытие Южного и Восточного фронта как раз может привести к этому.

Конечно же, не исключается вероятность активного участия этого блока, если РФ все-таки сможет выдержать экономическую блокаду и санкции, но все же это опять-таки будет не открытая, а подпольная деятельность в подготовке боевиков, террористов и переброска их на территорию. Но, так или иначе, такие внешние военные угрозы, как блок НАТО, можно смело расценивать, как потенциальные

.

Экономическая угроза (санкции)

В ходе последних событий, хочется понять, почему такая крупная, богатая и сильная страна страдает от намеренного экономического воздействия? А проблема в следующем, как говорится, «пришла беда, откуда не ждали». Современная Россия — это сырьевой придаток экономики, но только не собственной, речь идет про экспорт.

Удар санкций был настолько спланированным и ощутимым, что были задействованы все мировые рычаги. Это и искусственное снижение цен на нефть со стороны арабских государств, и те ограничения, которая ввела Европа. Современная экономика РФ в большей степени игнорирует потребности гражданина, как и 20 лет назад.

Современный бизнес сам по себе производит недостаточно, а зачастую просто торгует своим сырьем или, и того хуже, импортными товарами. Поэтому был сделан упор на самые уязвимые и жизненно необходимые отрасли.

Это надо расценивать как толчок к перепрофилированию на восточный рынок, вот только не поздно ли, разве нельзя было предвидеть этот ход?

Современные угрозы

Безусловно, терроризм – угроза национальной безопасности России №1, но если посмотреть в недалекое будущее, то к этой проблеме может прибавиться еще несколько, не менее важных. Уже начиная с 2015 года, РФ может оказаться в самом центре схватки “насмерть” за природные богатства.

Мир стал перестраиваться от многополярности к полицентризму, начался рост нестабильности, ожесточение конкуренции между новыми центрами силы. Современный мир вступает в один из самых сложных демографических, экологических и сырьевых периодов.

Россия в этой ситуации – очень важный игрок, благодаря своему геополитическому положению. И никакая военная угроза не страшна лишь тогда, когда с тобой считаются как с равным, а в случае с Россией – когда боятся.

Поэтому, сколько бы попыток для ослабления ее геополитических и географических позиций ни проводилось, все они будут сведены на нет.

Но благодаря тому, что рост на сырьевое топливо постоянно растет, а газ и нефть, будут оставаться основными источниками энергии и иметь прогнозированную долю 84% до 2030 года, время России еще впереди. Единственная опасность в том, что РФ граничит с 16 государствами, которые то и дело стараются пересматривать свои границы.

Прогноз на будущее

Конечно, отношения Кремля с Брюсселем и Вашингтоном уже никогда не станут прежними.

И в ответ на все угрозы НАТО, систем НПРО США, постоянных «цветных» революций в ряде постсоветских стран и у границ России правительство обновило доктрину, где говорится про обеспечение национальной безопасности государства.

По этому документу, в ответ на действие сразу будет следовать противодействие, благодаря чему вся страна может спать спокойно и не волноваться за свое будущее.

Источник: https://FB.ru/article/163623/voennyie-ugrozyi-natsionalnoy-bezopasnosti-rossii-obespechenie-natsionalnoy-bezopasnosti

Основы безопасности жизнедеятельности9 класс

Внутренние угрозы России - ОБЖ: Основы безопасности жизнедеятельности. Военные угрозы национальной безопасности России. Обеспечение национальной безопасности

| Основы безопасности жизнедеятельности | Материалы к урокам | Материалы к урокам ОБЖ для 9 класса | План проведения занятий на учебный год | Военная угроза национальной безопасности России

В начале XXI в. Россия находится на новом этапе своего исторического развития.

Реформируются основы государственного устройства, осуществляется процесс переоценки национальных ценностей и согласования интересов личности, общества и государства, дальнейшего развития социально-экономических, политических, правовых, этнических связей и отношений. Изменяются подходы к обеспечению национальной безопасности, что, в свою очередь, позволяет по-новому рассматривать место и роль России в мире.

В начале нового столетия обозначились процессы повышения роли военной силы для обеспечения политических и экономических интересов государств мира. В настоящее время сильные Российские Вооруженные Силы приобретают геополитическое значение.

В связи с этим особое значение имеет организация обороны государства — Российской Федерации.

Оборона государства — это система политических, экономических, социальных и правовых мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.

Она организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом «Об обороне», другими законами Российской Федерации и нормативными правовыми актами.

В целях обороны в стране устанавливается воинская обязанность граждан и создаются Вооруженные силы Российской Федерации.

В Конституции Российской Федерации определены правовые основы и наиболее значимые нормы по организации обороны государства и руководству Вооруженными силами РФ. В статье 59 Конституции отмечено: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации».

Меры, которые государство принимает по организации обороны, вытекают из существующих внешних и внутренних угроз национальной безопасности России.

В современной международной обстановке существуют три типа угроз национальной безопасности России, нейтрализация которых является в определенной степени функцией Вооруженных Сил Российской Федерации: • внешние; • внутренние;

• трансграничные.

К основным внешним угрозам относятся: • развертывание группировок сил и средств, имеющих целью военное нападение на Российскую Федерацию или ее союзников; • территориальные претензии к Российской Федерации, угроза политического или силового отторжения от Российской Федерации отдельных территорий; • вмешательство во внутренние дела Российской Федерации со стороны иностранных государств; • наращивание группировок войск, ведущих к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации; • вооруженные провокации, включая нападения на военные объекты РФ, расположенные на территориях зарубежных государств, а также на объекты и сооружения на государственной границе РФ или на границах ее союзников; • действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям;

• дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в зарубежных государствах.

К основным внутренним угрозам относятся: • попытки насильственного изменения конституционного строя и нарушение территориальной целостности России; • планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападение на государственные, народно-хозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры; • создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований; • незаконное распространение на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ; • широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающая политической стабильности в масштабах субъектов Российской Федерации;

• деятельность сепаратистских и радикальных религиозных национальных движений в Российской Федерации.

К основным трансграничным угрозам относятся: • создание, оснащение, обеспечение и подготовка на территориях других государств вооруженных формирований и групп с целью их переброски для действий на территории России; • деятельность поддерживающихся из-за рубежа подрывных сепаратистских, национальных или религиозных экстремистских группировок, направленная на подрыв конституционного строя РФ, создание угрозы территориальной целостности РФ и безопасности ее граждан; • трансграничная преступность, включающая контрабандную и иную противозаконную деятельность в масштабах, угрожающих национальной безопасности России, ведение враждебных по отношению к РФ информационных действий; • деятельность наркобизнеса, создающая угрозу проникновения наркотиков на территорию РФ или транзита наркотиков в другие страны:

• угроза деятельности международных террористических организаций: в настоящее время произошло сращивание внутреннего и международного терроризма, а его угрозы возрастают, в том числе с применением компонентов оружия массового поражения.

Исходя из всего сказанного, следует подчеркнуть, что в настоящее время обеспечение военной безопасности Российской Федерации стало важнейшим направлением деятельности государства. Главной целью в данной области является обеспечение возможности адекватного реагирования на угрозы, которые могут возникнуть для России в XXI в., с учетом рациональных затрат на национальную оборону.

Боевики из незаконных вооруженных формирований в населенном пункте на территории Республики Чечня. 90-е гг. XX в.

Ликвидация склада оружия и боеприпасов, принадлежащих незаконным вооруженным формированиям. Село Старые Атаги. Республика Чечня, февраль 2002 г.

Запомните! Вооруженные силы Российской Федерации играют главную роль в обеспечении военной безопасности государства.

Это должен знать каждый

Российская Федерация рассматривает возможность применения военной силы для обеспечения своей национальной безопасности, исходя из следующих принципов: • применение всех имеющихся в ее распоряжении сил и средств, включая ядерное оружие, в случае необходимости отражение вооруженной агрессии, если все другие меры разрешения кризисной ситуации исчерпаны или оказались неэффективными;

• применение военной силы внутри страны в строгом соответствии с Конституцией и федеральными законами в случае возникновения угрозы жизни граждан, территориальной целостности страны, а также угрозы насильственного изменения конституционного строя.

Испытание ПЗРК «Игла» на полигоне учебного центра войск ПВО. Краснодарский край, апрель 2001 г.

Блок-пост войск МВД на границе с Чечней. Ставропольский край, конец 90-х гг.

В настоящее время обеспечение национальной безопасности России от военных угроз только за счет политических возможностей (членства в международных организациях, партнерских отношений, возможности влияния) становится малоэффективным.

Анализ существующих угроз национальной безопасности России с учетом изменений, произошедших в области военного и боевого противостояния, поставил на повестку дня вопрос о необходимости переоценки перспектив военного строительства в России с учетом роли и места нашей страны в современном мире. В этой связи в стране планово проводятся мероприятия по укреплению и оснащению современным вооружением Вооруженных сил Российской Федерации.

Вопросы

1. Какую роль играет оборона государства в обеспечении национальной безопасности России?

2. Какие существуют в настоящее время внешние угрозы национальной безопасности России?

3. Какие угрозы относятся к внутренним угрозам национальной безопасности России?

4. Какие угрозы относятся к основным трансграничным угрозам национальной безопасности России?

5. Какую роль в настоящее время призваны играть Вооруженные силы Российской Федерации для обеспечения национальной безопасности?

Задание

Приведите пример привлечения Вооруженных Сил внутри страны для обеспечения безопасности граждан и территориальной целостности России.

Источник: https://xn----7sbbfb7a7aej.xn--p1ai/obzh_09/obzh_materialy_zanytii_09_08.html

Юрист-эксперт
Добавить комментарий